На присоединении полуострова можно даже заработать. Если, конечно, нас не разорят санкции Запада.
Во вторник Минфин Крыма, согласно заявлению премьера автономии Сергея Аксенова, должен представить план перехода от гривны к рублю. Обещается, что граждане Крыма по крайней мере не пострадают от замены украинской валюты на российскую.
Однако не менее интересно, сколько придется заплатить нашему госбюджету, бизнесу и простым гражданам за возвращение полуострова в состав России?
Любые макроэкономические подсчеты, безусловно, хромают. Но после опроса ряда экспертов выяснилось, что в течение ближайших трех лет российская экономика после учета большинства плюсов и минусов присоединения потеряет что-то около $2–3 млрд. Хотя вначале напрашивалась куда большая цифра. А если у берегов Крыма начнется разработка крупных нефтегазовых месторождений, то конечная выгода налицо.
Можно ли отбиться от санкций?
Тем не менее начнем не за здравие, а за упокой. Вряд ли кто-либо будет опровергать тот факт, что политическая дестабилизация на Украине, естественно, сопровождаемая падением гривны, напрямую влияла на падение и рубля. Правда, вначале несущественно. Однако после как Совет Федерации разрешил президенту в случае необходимости ввести войска на Украину, рубль, а также акции российских предприятий и госбумаги одномоментно резко упали в цене. 3 марта только фондовый рынок России потерял до 15% своей стоимости. Что-то похожее было и в 2008 году во время 5-дневной войны в Южной Осетии. Но тогда рынок потерял 10% почти за неделю, а не за несколько часов.
Впрочем, за последующие дни фондовый рынок по большей мере отыграл потери. Но не полностью. А рубль так вообще после двух дней укрепления 7 марта вновь рухнул (см. подробнее «Авторитетное мнение» директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева).
И это еще далеко не дно. Если угроза войны из-за Крыма будет сохраняться довольно долго, то, по прогнозу Николаева, отток капитала из России может достичь $150–200 млрд в год (для сравнения: в кризисном 2009-м бегство капитала превысило $134 млрд).
Этот негативный сценарий к тому же будет усилен и возможными экономическими санкциями Запада, после того как Крым будет официально принят в состав РФ. Впрочем, любые санкции имеют не менее острый обратный эффект.
Так, если власти США пойдут, например, на замораживание всех российских счетов (как государственных, так и частных) на своей территории (они оцениваются примерно в $160 млрд), то российское правительство может выбросить на рынок не менее $200 млрд принадлежащих ему американских госбумаг, хранимых на нашей территории. И тогда может произойти все что угодно (американский госдолг превышает ВВП) — вплоть до начала нового мирового финансового кризиса. Особенно если этот шаг поддержит Китай, у которого этих бумаг на триллионы долларов. Так что помимо ядерного сдерживания давно существует и финансовое.
Впрочем, пока речь идет о гипотетическом, хотя и вполне реальном сценарии экономических потерь России.
Сколько стоит спасение экономики Крыма?
Вполне реально посчитать и конкретные и при этом крайне необходимые затраты на подъем крымской экономики.
Наиболее провальной выглядит крымская энергетика. По разным данным, полуостров обеспечивает производство лишь 10% от необходимой ему электроэнергии. Остальное поставляется с материковой части Украины. Поставки могут перекрыть в самое ближайшее время. Придется срочно строить свои собственные генерирующие мощности. Это будет стоить по российским меркам около $2–3 млрд.
Интересно, что многие эксперты утверждают, что этот вопрос уже решен, и буквально через три года в Крыму будет возведена газопаровая электростанция, к которой по дну Керченского пролива будет проведен газопровод. Прямо сочинский вариант. Впрочем, официально в эту тему «Газпром» пока не впрягался.
Пока же энергомощности будут возводиться, есть техническая возможность в кратчайшие сроки проложить по дну Керченского пролива электрокабель. Это будет строить российскому бюджету еще до $0,5 млрд.
Пожалуй, самым дорогим проектом станет Керченский мост, который свяжет Крымский полуостров с Таманским, — до $3 млрд. Это оценка крымского вице-премьера Рустама Темиргалиева. Российский министр транспорта Максим Соколов, впрочем, скромнее в подсчетах: до $1,4 млрд.
Вряд ли в ближайшие 2–3 года в Крыму будет туристический бум. Потери придется восполнять. По ряду приблизительных оценок (турбизнес там практически находится в тени), надо до $0,5 млрд в год.
Крым — дотационный регион. Киев до сих пор перечислял в местный бюджет до $2 млрд в год. По российским бюджетным нормам придется давать все $3 млрд.
Наконец, российский Минфин подсчитал нынешний дефицит бюджета Крыма. По итогам года он составит до $1 млрд. И затыкать его придется минимум года три. Пока не будет достигнута хотя бы энергетическая самостоятельность полуострова.
Итого: в ближайшие три года придется потратить не менее $20 млрд. Или более $6 млрд ежегодно.
Как заработать на присоединении?
Тем не менее Крым — это не экономическая пустышка. Здесь можно получить и вполне осязаемые дивиденды.
Начнем с переориентации арендной платы за базу Черноморского флота с Киева непосредственно Севастополю. В год Москва платит $100 млн.
Нынешние скидки на газ для Украины для «Газпрома» в год могли бы потянуть до $4 млрд в год. Однако Киев за газ в этом году вообще не платит. По данным «Газпрома», соседи задолжали более $1,8 млрд. Так что их в самом ближайшем будущем (возможно, уже 1 апреля) отменят.
Далее еще интереснее. Сейчас прокладка «Южного потока» планируется до территории Болгарии исключительно по дну Черного моря. Поэтому в целом его строительство запланировано в $16 млрд. Если маршрут частично проложить по Крыму, а также ликвидировать газовые скидки Турции (сейчас часть трубопровода разрешено провести в экономической зоне этой страны), то, по ряду подсчетов, можно сэкономить до $5 млрд. Заодно и обеспечение газом самого Крыма обойдется явно дешевле.
В общем, опять же за три года можно сэкономить до $18 млрд.
Общий счет не в пользу российской экономики — чистые потери до $2 млрд за три года. Но это уже не катастрофическая цифра. А если учесть огромные при этом не до конца разведанные запасы нефти и газа в крымской экономической зоне, то возвращение в Россию этой республики может оказаться весьма выгодным и для России.
Хотя и это все гипотетически. Например, а если ЕС все-таки не захочет прокладывать к себе «Южный поток», а станет покупать сланцевый сжиженный газ в США? Однако реальные поставки из-за океана начнутся лет через пять. Не раньше.