Сегодня нередко приходится слышать о проблеме фальсификатов, подделок - о продукции, про которую покупателям сообщают недостоверные или ложные сведения относительно ее качественных характеристик, состава, о том, где и кем она произведена.
Актуальна ли эта проблема для пользователей Рунета и как они ее решают выяснялось в одном из последних исследований, где были опрошены 4399 пользователей.
Большинство опрошенных (в том числе, 71% россиян и 64% зарубежных) пользователей считают, что сегодня в регионе их проживания поддельные, фальсифицированные товары продаются часто. Только 14% российских и 20% зарубежных пользователей, сказали, что такие товары встречаются редко, и еще 1% российских и 3% зарубежных пользователей - что они вообще не встречаются.
При этом большинству опрошенных (в том числе, 38% россиян и 35% зарубежных) пользователей Рунета представляется, что в последние годы ситуация с продажей поддельных, фальсифицированных товаров не меняется, а по мнению 26% российских и 31% зарубежных пользователей, количество таких товаров даже растет. Напротив, 18% российских и 17% зарубежных пользователей считают, что объем фальсификатов и подделок на рынке в последние годы уменьшается.
Отдельно стоит отметить, что среди российских интернет-пользователей 46% уверены в том, что чаще всего подделываются импортные товары и только 3% - отечественные. Около 45% полагают, что отечественные и импортные товары подделываются в равной мере. Примерно две трети опрошенных (в том числе, 63% россиян и 60% зарубежных) пользователей говорят, что, отправляясь за покупками, они опасаются купить поддельный товар; не опасается этого примерно каждый третий пользователь Рунета (в том числе, 23% россиян и 27% зарубежных).
Опасения подкрепляются личным опытом: за последний год 53% российских и 54% зарубежных пользователей покупали поддельные, фальсифицированные товары, а 23% российских и 26% зарубежных пользователей не сталкивались с этим фактом. И среди тех, кому приходилось покупать фальсификат, доля опасливых покупателей достигает 70%.
Чаще всего среди приобретенных за последний год фальсифицированных или/и контрафактных товаров оказывались одежда и обувь (40% от числа купивших фальсификат), лекарства, медикаменты (35%), спиртные напитки, пиво (34%), косметика, парфюмерия (33%), чай, кофе (25%), мобильные телефоны (22%), бытовая химия (22%), мясные (22%), рыбные (18%) и молочные (17%) продукты.
Среди тех респондентов, кому довелось приобрести подделку, фальсификат, большинство (в том числе, 71% россиян и 67% зарубежных пользователей) даже не пытались обменять поддельный товар или вернуть за него деньги. Среди тех, кто такие попытки предпринимал, немногим удалось это. При этом, у зарубежных пользователей Рунета шансов оказалось не более (36% против 64%), чем у россиян (32% против 68%).
Мы спросили респондентов, среди каких товаров, по их мнению, сегодня чаще всего встречаются подделки, фальсификаты.
Лидерами "черного списка" оказались спиртные напитки, пиво (62% из числа всех опрошенных), одежда, обувь (60%), лекарства, медикаменты (62%), косметика, парфюмерия (62%), мобильные телефоны (52%). На указанные категории товаров приходится почти 37% от всего объема проданного фальсификата.
Несколько реже упоминались бытовая химия (38%), детские товары, игрушки (37%), программное обеспечение (35%), аудио-/видеопродукция (35%), минеральные воды, безалкогольные напитки, соки (35%), кофе, чай (35%), мясные продукты, колбасные изделия (33%), бензин, дизельное топливо (31%), табачная продукция (29%), бытовая (28%) техника, ювелирные изделия (26%), рыба, рыбные консервы (26%). На указанные категории товаров приходится около 48% от всего объема проданного фальсификата.
Менее всего подделки, фальсификаты встречаются среди таких категорий как компьютерная (23%) и аудио-/видеотехника (23%), молочные продукты (21%), шоколадные, кондитерские изделия (20%), хлеб, зерновые продукты (6%). На указанные категории товаров приходится около 12% от всего объема проданного фальсификата.
Большинство (53% и 59%) участников опроса считают, что покупатель может снизить для себя вероятность купить поддельный товар, 28% и 23 придерживаются противоположного мнения, 11% затруднились оценить свои возможности в данной ситуации, а 5% вообще не видят в этом смысла.
В данном отношении заметных различий между российскими и зарубежными пользователями не наблюдалось. Зато успешный опыт по возврату или обмену поддельного товара заметно прибавляет оптимизма. Среди тех, кому удалось в недавнем прошлом обменять поддельный товар или вернуть за него деньги, 71% считают, что покупатель может снизить для себя вероятность купить поддельный товар, а среди тех, кому не удалось, - лишь 48%.
Оптимистам был задан вопрос, что же именно может предпринять человек с целью снизить для себя риск купить подделку. Среди основных советов - пожелание быть внимательным при выборе товара, обращать внимание на его состав, срок годности, производителя и не покупать сомнительный товар (77%), покупать товары в магазинах, а не с рук, покупать в проверенных местах (58%), покупать лицензионный продукт, спрашивать сертификат (44%).
Нелишними могут оказаться советы интересоваться информацией о товарах, следить за материалами СМИ об этом (33%), покупать продукцию тех марок, которые пользуются доверием (30%). Наименее эффективными способами обезопасить себя при покупке респонденты назвали отказ от покупки дешевых товаров в пользу более дорогих (10%), протесты и обращения в соответствующие организации (10%), отказ от покупки импортных товаров в пользу товаров местного производства (6%).
Отдельную проблему представляет собой покупка так называемых контрафактных товаров - имитаций/подделок под известные бренды. Не доверяют и, если есть возможность, стараются не покупать такие товары 44% российских и 41% зарубежных интернет-пользователей.
Напротив, не обращают внимания на происхождение товара, если удовлетворены его качеством 34% российских и 35% зарубежных интернет-пользователей. Около 15% российских и 16% зарубежных интернет-пользователей никогда не покупают такие товары в принципе. Только 4% опрошенных в принципе не обращают на это внимание, главное, чтобы цена была ниже оригинала.