В четверг, 07 ноября, в РИА НОВОСТИ прошла конференция, на которой обсуждались вопросы ОСАГО. Выяснилось, что обязательное автострахование находится на грани краха.
И хотя предполагается существенное законодательное корректирование ОСАГО, спасательные меры могут и запоздать.
Сегодня на рынке автострахования наблюдается неутешительная картина. Самые надежные страховщики снижают свое присутствие на рынке ОСАГО. Выплаты растут быстрее темпов сбора премий.
Базовый тариф ОСАГО не менялся с момента его утверждения, то есть, уже 10 лет. При этом средняя страховая премия по ОСАГО выросла с 1993 года на 58 %, и это при том, что инфляция в России за это же время превысила 130%.
«Если сбор премий вырос на 10%, то темп выплат почти на 29% . Такого не было за всю историю ОСАГО. Страховщики небезосновательно говорят о том, что убыточность находится за гранью рентабельности», - сказал председатель экспертного совета при комитете по финансовым рынкам Госдумы РФ Александр Коваль.
Кроме неизменности базового тарифа у всего происходящего в отрасли есть еще такие объективные причины, как рост стоимости автомобилей, ремонта и нормочаса. Вдобавок, снизилась эффективность страхового надзора и повысилась активность судов. Кроме того, в России сформировался рынок юридических посреднических услуг, направленный на организацию исков к страховщикам.
Право требования потерпевшего к страховщику выкупается по цене, которая ниже подлежащего выплате страхового возмещения. А это значит, что в выигрыше остается только посредник, а никак не страховщик и не автовладелец.
Особого внимания заслуживает ситуация в регионах. Так, по словам руководителя отдела рейтинговых страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, по итогам 1-го полугодия 2013 года, убыточность ОСАГО достигла 72%. При этом, число регионов, где планка превысила критичные 77%, возросло за год с двух до восьми. Так, привел цифры Янин, например, в Камчатском крае убыточность составляет 97%, в Ивановской области 94%, а в Амурской области 98%.
Повышение тарифов в регионах может иметь свои негативные последствия, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Люди в регионах не живут так плохо, чтобы им не хватило на бензин, но они не живут так хорошо, чтобы у них были лишние деньги. Там социальная структура гораздо острее, чем в крупных городах. Да, я за повышение тарифов, но мы должны понимать, что повышая тарифы мы отсекаем какую-то часть людей по необходимости. Человек поставит на прикол машину где-нибудь в Ярославле или Ульяновске не потому, что у него нет этих пяти тысяч, а потому, что он найдет, куда еще эти пять тысяч потратить. Очевидно, что объем рынка будет сокращаться по мере повышения тарифов».
По мнению руководителя Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, ОСАГО необходимы изменения, но такие, чтобы учитывались интересы всех участников процесса: как автовладельцев, так и страховщиков.
Какие способы решения проблемы изыщут эксперты, чтобы угодить всем и вытянуть рынок автострахования из критического положения, пока неясно.