Пока депутаты думают, что делать с «нулевым промилле», а Ростехнадзор, как было решено на «Прямой линии» с Путиным, готовится объявить очевидное - что алкотестеры имеют все же некоторую погрешность, я поведаю вам историю, приключившуюся с моим знакомым.
Выпив накануне примерно в 6 вечера одну кружку пива (именно одну, я точно знаю), на следующий день в полдень, то есть через 18 часов, он выехал на дачу и был остановлен сотрудниками ГИБДД в районе третьего кольца города-героя Москвы. На вопрос, почему, мол, останавливаете, сотрудник объявил ему, что идет операция «Трезвый водитель» и он стал ее жертвой.
«Как себя чувствуете? Что-то от вас попахивает», - начал задушевный разговор, сразу взяв быка за рога, то есть «на слабо», сотрудник, который, как все они, является отличным психологом и видит жертву насквозь лучше всякого рентгена. Тут надо сделать уточнение: знакомому моему уже за 70, нервы - так себе, уверенности в себе при разговоре с «органами» примерно столько же, сколько у среднестатистического постсоветского человека, то есть нисколько. Отвечает, что чувствует себя нормально, но сам, конечно, вспоминает вчерашнюю кружку пива (0,4 литра) и боится.
«Не принимаете ли спиртсодержащих лекарств?» - участливо, словно лечащий врач, продолжает диалог сотрудник. Да нет, отвечает знакомый, но принял с утра свои обычные таблетки. А он, надо признать, употребляет много таблеток от давления. Также, что, возможно, стало роковым обстоятельством, является диабетиком (говорят, у них в «выхлопе» бывают ничтожные промилле). Нет. Все-таки от вас пахнет, пройдемте в машину, усилил нажим инспектор и повел в свой служебный автомобиль, который вопреки всем уверениям руководства МВД никакой камерой видеозаписи оборудован не был.
«Давайте дунем», - столь же милым тоном предложил он. Прибор показал 0,15 промилле. И начался театр одного актера. «Что употребляли?» - «Ну, бокал пива». - «Больше ничего?» - «Больше ничего». - «Н-да, теперь будет суд, полагается за это лишение прав до 2 лет, да еще там штрафы огромные», - нагнетал страсти в ставшей уже очевидной даже моему пожилому знакомому разводке инспектор. «Насколько огромные?» - «Ну, до 200 тысяч», - не моргнувши соврал сотрудник, хотя закон именно о таких размеров штрафах еще не принят.
Ну а дальше, как в дурном кино, последовали жесты, слова и намеки, призванные внушить даже самому недогадливому, что выход из поганой ситуации все же есть. Инспектор то заносил ручку над протоколом, то опускал. Проронил фразу: «Я вижу, что вы человек непьющий, вы мне симпатичны». Тут он (насчет непьющего) нисколько не соврал, надо сказать: все же кружка пива в неделю не есть свидетельство алкоголизма.
На вопрос моего знакомого, что, мол, может, как-то решим на месте, полицейский сразу отреагировал адекватно - сколько? «У меня с собой 25 тысяч», - эта фраза инспектора практически оскорбила. Но не настолько, чтобы наконец написать протокол или отправить попавшегося на 0,15 промилле в медучреждение на анализ крови. Скорее всего, в крови диабетика следов алкоголя не обнаружилось бы, а вчерашняя кружка пива никакой реакции не оставила бы также. Но целью диалога было не это.
«Мы такими суммами не оперируем», - отрезал страж недавно отреформированной структуры. «Я могу предложить вам 100 тысяч», - спасовал мой знакомый, это все, что у него было из накоплений. Нервы у него сдали, он не смог торговаться, постепенно поднимая цену. Далее все было еще циничнее. Выделив напарника, инспектор послал его к моему знакомому (на его же машине, он же и за рулем) на дом, где тот достал из тайника свои 100 тысяч, получил водительские права обратно и остался переживать пережитое, пить валокордин, наотрез отказавшись вести взяткоприемщика обратно на точку.
Теперь - мораль. Я моего знакомого, увы, не могу осуждать. Вполне возможно, у этих сотрудников были свои прикормленные врачи, которые в случае анализа крови подтвердили бы диагноз. Я бы, случись такое, поехал бы на освидетельствование, но, скорее всего, это и не потребовалось бы: сама уверенность в собственной невиновности заставила бы гаишников отступиться.
Я и раньше не верил в правильность принятого, как каприз, «нулевого закона». А теперь не верю окончательно. Как не верил в то, что в руках нашей не до конца отреформированной милице-полиции он окажется действенным средством борьбы с нарушениями на дорогах. Куда вернее он оказался средством еще большего коррумпирования органов. Никакого отношения «абсолютный ноль» не имеет к борьбе за трезвое вождение.
И вся статистика говорит об этом: при 0,3 промилле пьяная аварийность падала, а сейчас растет, зато около пятой части лишенных прав были лишены как раз за такие вот сомнительные 0,1 - 0,15 промилле, которые вообще непонятно что показывают, а реального воздействия на состояние водителя и его способность управлять - безопасно! - автомобилем эти показатели «погрешности» не имеют.
Так что «абсолютный ноль» пора отменить, его нет нигде в мире. А разговоры про то, что нашему человеку только позволь, - чушь собачья, притом унизительная для нации.