Микрофон относится к одному из важнейших элементов звуковых систем. Он входит в категорию приборов, которые формируют сигнал. Даже самые высокотехнологичные микшеры и усилители не в состоянии спасти ситуацию, если захват звука при помощи этого устройства осуществляется с искажениями и помехами.
Первые микрофоны были изобретены более ста лет назад. С тех пор они значительно изменились, сохранив при этом свое назначение – преобразовывать акустические колебания в электрический сигнал с целью его усиления и обработки. Сегодня производители музыкального оборудования поставляют на мировые рынки большое количество разнообразных микрофонов. Они обладают различными рабочими характеристиками, способными удовлетворить даже самого искушенного пользователя.
Динамика в действии
Одними из самых распространенных на сегодняшний день являются динамические микрофоны. Они являются прямыми потомками угольного микрофона, изобретенного Александром Беллом и усовершенствованного Эмилем Берлинером. Их можно встретить практически везде – в звукозаписывающих студиях, караоке-барах, на сценических и концертных площадках любого уровня.
Динамические микрофоны можно условно разделить на две группы: ленточные и катушечные. Аппараты, входящие в первую группу, очень капризны. В качестве мембраны в них используется тонкая гофрированная алюминиевая лента. Она обладает повышенной чувствительностью к любым внешним воздействиям. Поэтому такие микрофоны используются, в основном, только в условиях студийной звукозаписи или больших концертных залов.
Микрофоны второй группы менее прихотливы. Принцип действия этого устройства очень прост. По сути, такой динамический микрофон представляет собой элементарный динамик обратного действия. Звуковая волна поступает на диафрагму микрофона. Она, в свою очередь, передает колебания катушке из тонкого металлического провода. Возвратно-поступательные движения катушки, помещенной в магнитное поле, генерируют небольшой электрический импульс, который при помощи усилителя преобразовывается в звуковой сигнал. К основным преимуществам подобных микрофонов относятся: - небольшая стоимость устройства; - устойчивость к ударным воздействиям; - высокая работоспособность в экстремальных условиях.
К минусам динамических микрофонов относится не слишком высокая чувствительность. Но этот недостаток превращается в достоинство при использовании динамического микрофона в домашних и профессиональных караоке-системах. В этом случае возможность возникновения эффекта «обратной связи» из-за близости микрофона к акустическим системам сводится к нулю. А это значит, что никакие посторонние шумы не повлияют на качество звучания.
Высококачественный фантом
Наиболее точно все нюансы звучания способны передать конденсаторные микрофоны. Они характеризуются очень равномерной амплитудно-частотной характеристикой и придают звучанию плотность и насыщенность. Такие микрофоны широко применяются на радиостанциях и телевизионных студиях. Часто они включаются и в комплекты для караоке.
Преобразования звука в электрический сигнал в таких микрофонах происходит с использованием конденсаторов, имеющих специфическое строение. Одна из обкладок конденсатора представляет собой тонкую металлизированную эластичную мембрану. Поступающая звуковая волна заставляет ее колебаться с различной интенсивностью. Это приводит к изменению емкости конденсатора и появлению необходимого электрического сигнала.
В настоящее время такая конструкция является одной из наиболее совершенных. Однако, она не лишена некоторых изъянов. К недостаткам конденсаторных микрофонов можно отнести следующие параметры:
- высокая стоимость устройств; - малая сопротивляемость ударным воздействиям; - чувствительность к влажности воздуха и перепадам температур. Но самый главный недостаток заключается в том, что конденсаторным микрофонам необходимо дополнительное внешнее питание. Такое фантомное питание нужно для того, чтобы постоянно поддерживать заряд конденсатора на определенном уровне. Это делает не очень удобным использование этих устройств в домашних условиях.
Но в этом присутствует также и положительный момент – фантомное питание препятствует возникновению помех в процессе работы аппарата. Некоторым производителям удалось успешно решить эту проблему. В частности, MadBoy поместил в корпус конденсаторных микрофонов батарейку типа АА. Такое оригинальное решение сразу вывело микрофоны этого производителя на верхние строчки рейтинга продаж.
Разновидностью конденсаторных микрофонов являются микрофоны электретные. Для их функционирования не требуется активное внешнее питание. Правда, мембраны в таких устройствах значительно толще. Это существенно снижает чувствительность таких микрофонов.
Раритет снова в строю
Цифровые технологии с каждым днем развиваются все интенсивнее. Но в среде ценителей качественного звука особое место занимают ламповые микрофоны. Конечно, для многих современных пользователей он уже стал седой легендой. Однако, в настоящее время стоимость подобного устройства может выражаться цифрой с несколькими нулями.
Первые подобные аппараты имели довольно большие габариты. Радиолампы, использовавшиеся в них, имели большой период нагрева до рабочего состояния. Малейшее изменение внешних условий приводило к появлению помех и искажений. Так что работа с ними тре6овала определенных навыков. Но по насыщенности, яркости и полноте звучания с ламповым микрофоном вряд ли может сравниться какой-либо другой. По словам специалистов, ламповые микрофоны делают звук мягким и «шелковистым». Сегодня каждая солидная звукозаписывающая студия обязательно имеет в своем арсенале такой аппарат.
Известно, что спрос рождает предложение. Поэтому некоторые современные компании, которые специализируются на производстве звуковой аппаратуры, наладили выпуск ламповых микрофонов. При этом их рабочие характеристики значительно улучшились. Время нагрева ламп сократилось до минимума, а капсюли стали более чувствительными.
Как ни странно, но ни один производитель из регионов Азии до сих пор не выпустил ни одного достойного аналога подобных микрофонов. Безоговорочными лидерами в этом направлении всегда были компании из двух европейских стран – Чехии и Германии. На отечественных заводах в свое время также выпускались вполне достойные устройства. Один из таких ламповых микрофонов, выпускаемых предприятием ЛОМО, пользовался на Западе определенным успехом. Популярностью также пользовались и микрофоны под маркой «Октава».
Однако, несмотря на все свои достоинства, такие аппараты можно использовать исключительно в студийных условиях. Для бытового или концертного применения они не годятся. Причина кроется в их уникальной чувствительности: даже самые незначительные шумы мгновенно улавливаются ламповыми микрофонами и оказывают влияние на качество звучания.
Новых за месяц: 130 Новых за неделю: 41 Новых вчера: 6 Новых сегодня: 3 Всего: 5499 Из них: Администраторов: 6 $$$-Модераторов: 2 Модераторов: 5 Прокураторов: 5 ----------------- далее: Проверенных: 260 Пользователей: 3034 Новичков: 1884 Заблокированных: 110 ----------------- Из всех пользователей: Мужчин и парней: 4322 Женщин и девушек: 1176