Депутаты Госдумы предлагают ввести в образовательную программу новый предмет «Основы бизнеса», благодаря которому, по мнению парламентариев, школьники научатся правильно брать кредиты и распоряжаться личными финансами.
Финансовая грамотность россиян, а вернее, безграмотность, неоднократно становилась предметом дискуссий как независимых экспертов, так и представителей власти. То, что представления соотечественников о личных финансах или кредитах необходимо кардинально менять, признают все экономисты.
Депутаты Госдумы решили бороться с финансовой безграмотностью и сейчас предлагают ввести в школьную образовательную программу предмет «Основы бизнеса», который, по мнению парламентариев, поможет подготовить школьников к взрослой жизни, научит понимать финансовые и юридические нюансы.
Минус «задачи в бассейне», плюс кредитование
Сейчас учащимся 10-11 классов преподается курс «Экономика», который был введен в 2012 году еще при экс-министре образования Андрее Фурсенко. Курс «Основы бизнеса» может заменить школьникам уроки экономики – в образовательных учреждениях будут читать более углубленные лекции по бизнес-планированию, кредитованию и личным финансам.
Автор законопроекта заместитель комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов полагает, что курс основ бизнеса поможет учащимся лучше адаптироваться в непростом финансовом мире. По его мнению, в школах должен быть отдельный предмет, позволяющий познакомиться с нюансами бизнеса.
«Дело в том, что «задачи в бассейне» не понадобятся в жизни 99,9% учащихся, а вот навыки правильного оформления ипотечного кредита, обращения с банковскими картами, подбора необходимых документов на получение ссуды – понадобятся всем и в первую очередь. Этот предмет может также заключать в себе задачи, напоминающие по форме «задачи в бассейне», но они могут быть поданы уже гораздо более жизненно и современно. То есть мы будем уже считать не количество пловцов в бассейне, а то, при какой стоимости абонемента бассейн будет работать рентабельно», – рассказал Шудегов.
«Идея хорошая»
Экспертное сообщество в целом позитивно относится к инициативе парламентариев ввести в школьную программу предмет «Основы бизнеса», однако видит в нем определенные неясности. Например, если над составлением программы будет работать Минобрнауки, то, по мнению специалистов, делаться это будет без учета практической составляющей и вряд ли принесет желаемый эффект. Кроме того, пока остается неясным, каким будет наполнение этой программы и кто, собственно, будет преподавать этот предмет.
«Если это будут вести те же учителя, при всем уважении к ним, это превратится в некую обязаловку или ненужный факультатив. И то, и другое плохо – обязаловка учеников утомляет, а факультатив воспринимается как необязательный», – считает преподаватель Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ Владислав Гинько.
Для того, чтобы пробудить у учеников интерес к финансам и бизнесу, в школы нужно приглашать людей, работающих на предприятиях, уверен экономист.
Если посмотреть на российский рынок труда, можно увидеть, что государству не хватает рабочих рук, людей, которые хотели бы работать на фабриках и заводах. Зато у нас много юристов и экономистов, которые нередко сталкиваются с серьезной конкуренцией и попросту не могут найти работу, соответствующую их ожиданиям.
«На мой взгляд, было бы интересно, если бы люди с производства рассказывали школьникам о бизнесе, технологиях производства, о том, как устроена работа. Так можно было бы заинтересовать молодежь идти не получать какие-то легкие деньги, которых, кстати, не так много, а чтобы молодежь могла заинтересоваться получить какую-то хорошую рабочую профессию, пойти в колледж, пойти на завод, получать стабильную зарплату. Если основы бизнеса будут вести люди, которые могли бы придти и рассказать, где они работают, тогда школьники могли бы понять, что стоит учиться, узнавать что-то новое», – рассуждает Гинько.
Мифология 90-х и психология
Кстати, в 90-е годы, когда только распался Советский союз, в России проводились похожие курсы по экономике, которые привели к тому, что для школьников были важны только экономика и юриспруденция. Что мы имеем сейчас? Выпускники юридических и экономических факультетов столкнулись с жесткой конкуренцией на рынке труда, с зарплатой, не соответствующей ожиданиям, а нередко с разочарованием от потраченного на образование времени.
Эксперты обеспокоены тем, что курсы по основам бизнеса могут иметь такой же эффект, и российский рынок труда может попросту не справиться с тысячами экономистов, финансистов и бизнесменов.
Кроме того, не стоит забывать, что основы бизнеса будут преподавать молодым людям в возрасте 15-17 лет, большинство из которых пока не воспринимают личные деньги, как что-то серьезное. Эксперты не исключают, что попытка научить школьников управлять личными финансами может оказаться неэффективной.
«Молодые люди все-таки так устроены, что пока они сами не начнут зарабатывать, для них разговоры о том, что есть личный бюджет, надо экономить, делать вклады – это пустой звук, они к этому не очень серьезно относятся. Учить школьников как экономить средства – малоэффективно, потому что они еще далеко от того, чтобы серьезно себя обеспечивать», – рассказывает Гинько.
Будь финансово грамотным смолоду
Молодое поколение, безусловно, надо знакомить с основами бизнеса и финансовой грамотности, но не стоит забывать и про пожилых россиян.
«Министерству образования и Министерству экономического развития надо развивать финансовую грамотность среди пожилых людей, эта тема почему-то не поднимается. А между тем от этого страдает в том числе и молодое поколение – их бабушки и дедушки могут вписаться в финансовые аферы и они в результате теряют квартиры и накопления», – объясняет Гинько, подчеркивая, что у пожилых людей полностью «советское мышление», доверие к рекламе, тому, что идет по телевидению или радио.