В последнее время обсуждать финансовые доходы москвичей стало необычайно популярно.
Объяснить такой повышенный интерес можно тем, что эта тема актуальна почти для 12 миллионов человек. Авторы рисуют преимущественно «апокалиптические» картины, не утруждая себя проведением полноценного экономического анализа ситуации 2012 года.
Для начала приведем некоторые статистические данные, наиболее часто публикуемые в прессе. По итогам ушедшего года среднемесячная заработная плата в Москве выросла на 11,6% и составляет порядка 50 тысяч рублей. Социальные выплаты населению за этот же период возросли на 13,5%. Подчеркнем, что это официальные статистические данные, которым можно доверять.
С другой стороны, согласно той же статистике, за 10 месяцев 2012 года в Москве отмечается снижение доходов населения на 0,3%, а реальных располагаемых доходов — на 7,9%. Даже учитывая коррекцию этих данных в конце года, отчетливо прослеживается тренд к снижению благосостояния горожан. И для того чтобы понять, каким образом при росте заработной платы и социальных выплат доходы населения могут снижаться, статистических данных недостаточно.
Давайте детально проанализируем расходы и доходы москвичей. Для понимания сути печального тренда необходимо обратиться к азам экономики.
Напомним: реально располагаемые денежные доходы — это доходы за вычетом обязательных платежей (налоги, оплата услуг, страховые платежи, проценты по кредитам и т.п.), скорректированные на сводный индекс потребительских цен. По данным Мосгорстата, такой индекс в столице за указанный период составил порядка 5,7%. Это вполне приемлемая цифра.
Что же происходит с обязательными платежами? Возникает мысль: возможно, к обнищанию москвичей привел рост налогов? Однако темпы роста налогов и сборов за рассматриваемый период составили всего 6,54%, что вполне сопоставимо с инфляцией. Рост стоимости услуг ЖКУ, который в минувшем году отмечен на уровне 4,9%, также не является фактором снижения реальных располагаемых доходов населения столицы.
Обратимся к прочим обязательным расходам. Окончательными цифрами за истекший год мы пока не располагаем, но, по данным того же Мосгорстата, за 10 месяцев 2012 года в столице выдано на 25,3% больше кредитов, чем в аналогичный период 2011 года, а объем задолженностей по кредитам за тот же период вырос в 4,1(!) раза.
Для справки напомним, что сумма кредитов при этом составила 783,2 млрд рублей, из которых 11,2% составили жилищные кредиты. На ипотеку приходится 92% объема жилищного кредитования.
Принимая во внимание эти цифры, приводимые статистические данные обретают смысл. На четверть вырос объем кредитов, на 48,41% увеличились и обязательные платежи москвичей в части выплат процентов по этим кредитам. Известно также, что количество автомобилей в столице ежегодно увеличивается примерно на 10%. Вполне естественно, что это ведет к росту обязательных платежей в виде страховок. Тем более что это подтверждает и Москомстат, согласно данным которого платежи москвичей по страхованию за 10 месяцев 2012 года увеличились на 28,11%. Таким образом, совершенно необъяснимая на первый взгляд статистика становится куда понятнее.
Вернемся, однако, к доходам москвичей. Стоит напомнить, что денежные доходы населения по методике статистических органов исчисляются из расходов. Обычному человеку это покажется непонятным, однако попробуем исходить из логики статистических органов, которая «на выходе» позволяет «выловить» москвичей из числа всех граждан, проводящих операции с денежными активами на территории столицы.
Предлагаем рассмотреть расходы в целом, имея в виду, что это расходы не только жителей столицы. При этом необходимо подчеркнуть, что темпы роста расходов, произведенных в Москве, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составили 105,89%, а объем таких расходов достиг порядка 5,9 триллиона рублей.
Теперь о «немосковских» расходах. Опуская все тонкости замысловатых расчетов, укажем, что т.н. иногородний спрос в Москве статистически растет. Показатель роста за 10 месяцев 2012 года превысил 117% и достиг 892 млрд рублей.
Возникает вполне резонный вопрос: «Неужели в Москве резко увеличились объемы розничной торговли?» Нет, по итогам года рост объемов розницы ожидается в пределах 2%.
На наш взгляд, причина появления в статистических отчетах «непонятных» цифр свидетельствует всего лишь о том, что используемые при их подготовке методы действительно сложны и малопонятны. Так, расходы (а следовательно, и доходы!) статистика рассчитывает из показателя кассового оборота Центробанка России. По такой логике причина роста расходов заключается в превышении кассовых доходов над кассовыми расходами.
Именно этот подход статистика, собственно говоря, и учитывает при определении расходов москвичей, которые — опять же по логике статистического метода, — по сути, и являются их доходами. По этой же логике рост «немосковских» расходов ведет к математически зависимому снижению доходов жителей столицы.
По все тем же статистическим данным, превышение расходов над доходами поставляет почти 162%. Отчасти такая ощутимая разница связана с не «заработанными», а привезенными в Москву деньгами.
Мы сказали «отчасти», потому что не могло вырасти до такой степени число приезжих в столицу! И «колбасных электричек» мы с вами не видели уже со времен «лихих 80-х». Думаем, что одна из причин — меры властей по наведению порядка в сфере торговли и услуг (те же кассовые аппараты), а также закрепляющийся тренд в области оплаты гражданами товаров и услуг (те же пластиковые карты, по которым можно учесть все производимые операции).
Резюмируем все вышесказанное. Мы не согласны с мнением тех авторов, которые считают, что москвичи беднеют.
Да, темпы роста их доходов начинают отставать от аналогичных показателей в целом по стране, однако доходы тех жителей столицы, кто трудится, кто получает социальную помощь, не снижаются.
Да, москвичи, с одной стороны, начинают жить на «более широкую ногу». Но с другой — учатся более рационально использовать свои денежные активы, направляя их на такие капитальные расходы, как банковские вклады, покупка недвижимости и сбережение в виде иностранной валюты. Правы ли мы в своих выводах, покажут уже самые ближайшие годы.