ММКФ может стать единственным местом, где покажут скандальное «Запрещено к показу»: борьба с порнографией догнала борьбу с ксенофобией.
Российская премьера первой части международного кинопроекта «Destricted», которая прошла на ММКФ в рамках программы «Восемь
с половиной фильмов», может оказаться единственной возможностью для
наших зрителей посмотреть фильм открыто и легально.
Федеральное
агентство по культуре и кинематографии отказывается выдавать картине
прокатное удостоверение, что может стать уже вторым случаем цензуры в
отечественном кинопрокате после «Бората». Запрет «Бората»
был политическим. ФАКК проявил инициативу то ли сам, то ли по звонку из
Казахстана в Кремль, чиновничьего рвения проявлено было через край, и
лужа, в которую чиновники тут же сели, тоже плеснула через край. Пока
не остыл еще скандальчик с запретом кинокомедии (тут же, кстати, выпущенной прокатчиком на лицензионных DVD), содержащей «уничижительные материалы в адрес отдельных национальностей», у «отдельных национальностей» хватило ума использовать «Борат» как отличный инструмент международного пиара, а президент «уничижаемых» по-отечески журил господина Коэна на лондонской пресс-конференции, призывая относится к фильму с юмором. Получилось, что «отдельные
национальности» унижало всю дорогу российское федеральное агентство,
посчитавшее, что представления Саши Коэна о Казахстане надо трактовать
всерьез. В случае с «Destricted» (переведенным у нас как «Запрещено к показу!») ФАКК рискует еще раз оконфузиться, потому что определение «порнографический»
чиновники вешают на картину, где порнография является предметом
художественного и документального рассмотрения, а совсем не способом
эксплуатации за деньги чьей-то похоти.
Рассуждают семь известных и
уважаемых людей, из которых собственно режиссеров всего один (Гаспар Ноэ), остальные – элита contemporary art, с кинематографом почти никак не связанная (звезда
перформанса Маринна Абрамович, британец Сэм Тейлор Вуд, американский
мифолог и фотограф Ричард Принс), бывшие художники, сделавшие себя имя
в кино (экс-фотограф Ларри Кларк), так себе режиссеры, ставшие художниками (Марко Брамбилла, в свое время увековечивший Сильвестра Сталлоне в «Разрушителе»), или успешные художники, которых записывают по ошибке в режиссеры (Мэттью Барни). Понятно, что если даже слово «мама»
ни один из этих деятелей искусств уже с момента рождения не
выговаривает в простоте, то от попавшей к ним в руки порнографии и
подавно получилась столь жуткая развалина, после которой даже от
дежурной порнушки хочется с криком «мама» убежать куда подальше. К сожалению, рассчитывать, что на этот раз российские чиновники окажутся чуточку погибче и поймут, что «Destricted» – фильм такой же порнографический, как и «Борат»
– введение в учебник страноведения, сильно не приходится. Если и дальше
они будут видеть подозрительную дырку там, где не было и бублика, то
скоро и студентов-медиков, препарирующих в учебных целях фаллос, будут
забирать за развратные действия в милицию. И что им строгие по части морали англичане, присудившие фильму цивилизованный рейтинг «нельзя до 18». Явно ведь, что люди, не выдающие опальных олигархов и приютившие международных террористов, пытаются и наши «факки» ввести в идеологическое заблуждение, выдавая «можно» (как правильно переводится «Destricted») за то, что русскому человеку нельзя категорически. |