В отличие от фондового рынка США, российские компании недооценены глобально. Почву для захватов собственности это создает благодатную. А попытки силовиков провести на предприятии антирейдерскую проверку воспринимаются как вмешательство в его деятельность.
В России корпоративные захваты продолжают оставаться видом бизнеса, и как его ограничить — пока непонятно.
Количество рейдерских захватов в России стремительно выросло... после того, как летом 2010 года вступили в силу антирейдерские поправки в Уголовный кодекс. Статистика МВД говорит о двукратном росте рейдерской активности.
В 2010 году оперативники зарегистрировали чуть более 30 экономических преступлений, связанных с рейдерством, а в 2011 году — 77. За первое полугодие 2012 года было зарегистрировано 52 подобных преступления. Всего в МВД расследуется 150 уголовных дел против рейдеров.
В Следственном комитете (СКР) рост рейдерства связывают со вступлением в силу в июле 2010 года поправок в УК, уточняющих понятие рейдерства и ужесточающих наказание за подобные преступления. Если раньше МВД возбуждало против рейдеров уголовные дела лишь по статье «мошенничество» и «подделка документов», то теперь рейдеров можно привлекать к ответственности за подачу в налоговую инспекцию ложных данных об учредителях, за подделку решений общего собрания акционеров и совета директоров, за фальсификацию реестров и результатов голосования.
Новые поправки в УК дали возможность оперативникам предотвращать рейдерские атаки уже на начальном этапе. После ужесточения законов рейдерские бригады перешли на мелкие предприятия, а суммы ущерба уменьшились. Так, если в позапрошлом году ущерб от рейдеров оценивался в 16 млрд руб., то в 2011 году — лишь в 2 млрд.
«После массовых силовых захватов предприятий 1990-х и нулевых на рынке собственности осталось мало лакомых кусков. Рейдерство ушло в нишу малых предприятий. У крупных предприятий есть деньги и возможности отбиться от рейдеров: нанимают грамотных юристов, создают мощную службу безопасности, которая следит за миноритариями и теми, кто пытается нащупать среди них слабое место», — рассказывает председатель коллегии адвокатов Константин Тропаидзе.
В МВД замечают, что работа рейдеров становятся все более высокотехнологичной. Так, атаки на предприятия стали масштабнее и продуманнее, и вместо братков и ЧОПов с оружием их прикрывают армия высококлассных юристов, коррумпированные чиновники и сотрудники силовых структур.