30 лет назад, в июне 1983 г., состоялся пленум ЦК КПСС, на котором из состава ЦК вывели двух человек.
Один из них - Сергей Медунов, в недавнем прошлом 1-й секретарь Краснодарского крайкома КПСС.
Второй - Николай Щёлоков, освобождённый от обязанностей министра внутренних дел СССР через месяц после смерти Брежнева.
Формулировка, с которой принципиальные члены ЦК изгнали из своих рядов бывших товарищей, звучала расплывчато: «За допущенные ошибки в работе». Но советские граждане, привыкшие читать официальные сообщения между строк, всё поняли правильно.
Борьба со стажем
Официально считалось, что коррупции в СССР не было. Тем не менее первый советский антикоррупционный документ был всего на полгода моложе советской власти.
Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривал не менее 5 лет лишения свободы и привлечение «к наиболее тяжёлым и неприятным принудительным работам». УК 1922 г. грозил за взятки расстрелом, но это мало кого останавливало. При НЭПе чиновники брали за разрешение открыть бизнес, во время войны - за освобождение от службы в армии.
В 1948-1949 гг., когда сталинская вертикаль власти, казалось, была на пике своего могущества, в СССР прошло три закрытых судебных процесса по коррупции. Прокуратура вскрыла «многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений, сращивания с преступными элементами и вынесения не правосудных приговоров и решений в судебных органах Москвы, Киева, Краснодара и Уфы». Только по Москве было арестовано 111 человек. При Хрущёве и Брежневе коррупционеры трудились с ещё пущим размахом. Регистрируемое взяточничество возросло в 25 раз!
Печника - в майоры
О злоупотреблениях в Краснодарском крае было известно всей стране. Немалое количество выходцев из тамошней номенклатуры привлекли внимание правоохранительных органов ещё в конце 70-х годов, когда раскручивалось знаменитое «икорное дело». Тогда за дачу взятки заместителю министра рыбного хозяйства СССР Рытову был арестован директор сочинского магазина «Океан» Пруидзе.
Выяснилось, что через его торговую точку за границу нелегально продавали чёрную икру в больших банках с маркировкой тихоокеанской сельди. Очевидно, что такой размах махинаций требовал очень серьёзного прикрытия. И оно в лице «хозяина» гостеприимного Краснодарского края и друга Брежнева Сергея Медунова у жуликов было.
«Пригрелся под крылом Брежнева и сам по себе, возможно, был неплохим человеком, - вспоминал о нём Александр Коржаков, бывший глава Службы безопасности Президента РФ, - но настолько добрым, точнее - «добреньким», что при нём коррупция в крае расцвела махровым цветом». В 1983 г. Медунов был исключён из партии и лишён всех наград, однако вскоре всё это вернули. Он умер в Москве в 1999 г., а через 7 лет в Краснодаре в его честь установили мемориальную доску.
Судьба Щёлокова сложилась не так удачно. После того как его лишили звания генерала армии и всех наград, кроме тех, что были получены на войне, да вдобавок выгнали из КПСС, он застрелился. Оставшееся от него «наследство» поразило воображение.
По словам следователя Центральной контрольной комиссии Густова, Щёлоков брал всё - от «мерседесов», подаренных МВД правительством Германии к Олимпиаде-80, до детских кроваток. Картины известных русских мастеров (Николай Анисимович был ценителем живописи) он хранил под кроватью - на стенах места не хватало. Многочисленная прислуга дома Щёлоковых была зачислена в штат МВД, и даже его печник был... майором милиции!
Любопытно, что во время расследования Щёлоков и Медунов помогали друг другу. Первый, будучи ещё министром внутренних дел СССР, уволил из милиции замначальника УВД Сочинского горисполкома Удалова и ещё нескольких руководителей, активно способствовавших разоблачению взяточников.
Подключив Л. Брежнева, Щёлокову и Медунову удалось «свалить» даже руководившего расследованием заместителя Генерального прокурора СССР Виктора Найдёнова. В органах прокуратуры он восстановился только при Андропове.
Тем не менее это коррупционное дело удалось довести до конца. Более 5 тыс. чиновников были уволены, примерно 1,5 тыс. человек осуждены на реальные сроки.
«На Героя денег не хватило»
Коррупция опутала советское общество задолго до признания самого факта её существования. В 1969 г. во время расследования «азербайджанского дела» стали известны расценки на приобретение госдолжностей. Стать судьёй стоило 30 тыс. рублей, 100 тыс. нужно было выложить за пост секретаря райкома.
В Москве за должность директора магазина платили от 10 до 30 тыс. рублей, в зависимости от товарооборота. Напомним, что средняя зарплата по стране тогда составляла чуть более 100 рублей в месяц...
Доходило до смешного. В одной южной республике милиция накрыла два липовых колхоза. Один из «председателей» гордо носил на груди орден Ленина, второй - Золотую Звезду Героя Советского Союза. Следствие поинтересовалось, почему заслуги двух «одинаково уважаемых товарищей» были оценены по-разному. Обладатель ордена Ленина бесхитростно ответил: «На Золотую Звезду денег не хватило».