Главная » 2009 » Сентябрь » 10 » Восемь уловок, которыми пользуются мастера по ремонту компьютеров
Восемь уловок, которыми пользуются мастера по ремонту компьютеров
10.09.2009 17:44
Если при походе на рынок оценить степень зрелости помидоров или
свежесть огурцов под силу любой домохозяйке, то разобраться, например,
во внутренностях компьютера способен далеко не каждый, а тем более -
каждая. Это обстоятельство берут на вооружение некоторые компании,
предоставляющие услуги по ремонту "железных" друзей человека.
Предлагаю Вашему вниманию перечень "уловок", к которым в погоне за
наживой прибегают компьютерные фирмы. Этот список составлен на основе
общения лишь с одной из компаний, сайт которой занимает верхние строчки
в результатах запроса в поисковых системах.
Уловка первая - "двойной прайс"
Механизм
действия прост: указывается на сайте или озвучивается по телефону
конкурентоспособная сумма; не подозревающий подвоха клиент дает
согласие на вызов мастера, от которого потом получает "космический"
счет. В ответ на вопросы клиента мастер показывает распечатанный и
заверенный печатью прайс, суммы в котором в разы превышают
первоначальные. Например, согласно информации на сайте предустановка
Windows может стоить, допустим, 450 рублей. В "бумажном" прайсе та же
услуга дорожает до 1500 рублей. По телефону клиенту могут рассказать,
что замена "материнки" с "бонусом" в виде замены при необходимости
блока питания стоит "около тысячи", на бумаге эта сумма увеличивается в
три раза.
Уловка вторая: мелочь, а неприятно
Фирмы,
работающие по упрощенной системе налогообложения, могут об этом
«забыть» и включить в счет НДС - 18% от стоимости услуг. Некоторые
"забывчивые" компании не брезгуют и "мелочью"- "накручивают" НДС не
только на стоимость услуг, но и на стоимость оборудования, в которой
НДС уже заложен. Если среди клиентов попадаются те, кто знает эту
тонкость, например бухгалтеры, объяснения могут быть разными. Например,
руководитель может "свалить" все на неопытность мастера, который
работает "всего две недели".
Возможно, двух недель
действительно недостаточно для того, чтобы запомнить, что из себя
представляет НДС. Но, как показывает практика, этого времени
достаточно, чтобы освоить...
Уловку третью: "меняем новые лампы на старые"
Согласно
Большой советской энциклопедии, ремонтом, в частности, называют замену
неисправных элементов, устранение изъянов, починку и т.п". Но мастер
может попытаться внести свои коррективы в это определение и заменить
исправное оборудование. В результате в счете появятся еще две строки -
стоимость оборудования и стоимость его установки. Собственно в первой
из этих строк заключается ...
Уловка четвертая: наваристая
Мастер,
пользуясь тем, что ремонтируемый компьютер находится в разобранном
состоянии, и соответственно клиент отрезан от внешнего мира, именуемого
интернетом, может предложить вам оборудование по завышенной в 1,5-2
раза цене. Кассового чека или гарантийного талона клиенту-"чайнику" в
этом случае не предлагают. Отсутствие документов компенсируется
рассказами о том, какое "замечательное" оборудование было установлено.
Рассказы эти, как правило, изобилуют мудреными словами, самые понятные
из которых "двухъядерный процессор". После того, как уйдет мастер и
пройдет шок от осознания размера уплаченных денег, клиенту остается
только гадать: как давно было куплено установленное мастером
оборудование и как долго оно проработает.
Уловка пятая: драйвер... или драйв?
Мастер
может "забыть" не только показать прайс, но и ознакомить клиента с
масштабом катастрофы. В этом случае владелец компьютера узнает о том, в
чем была неисправность и что было сделано для ее устранения, как
говорится, "по факту" - то есть из выставленного счета. Действительно
ли для проверки «работы системы» необходимо устанавливать пять
драйверов по 450 рублей каждый? Почему мастер установил драйвер на
модем, а подключение к интернету не проверил? Что такое BIOS? И почему
его настройка стоит целых 1300 рублей? Далекому от технического мира
юзеру будет сложно ответить на эти вопросы, и рука сама собой потянется
к кошельку.
Но, возможно, деньги клиента остались бы
сохранности, если бы он заранее знал, что, по образному выражению
старшего инженера дирекции информационных технологий одной из крупных
московских компаний, «настройка BIOS - это практически то же самое, что
настройка угла монитора». Впрочем, если угол вашего монитора
настраивает Билл Гейтс, то 1300 - не такие уж большие деньги. К тому же
не только Билл Гейтс, но и любой мастер по ремонту компьютеров
владеет...
Уловкой шестой: Тайное знание, или Операция "Ликвидация"
Если
счет, выставленный мастером, стал для клиента уж очень неприятным
сюрпризом, прежде чем отказаться платить стоит хорошо подумать.
Специалист владеет особыми навыками, которые позволяют ему ловким
движением руки удалить один-единственный файл, после чего компьютер
работать не будет.
Впрочем, не все мастера "забывают" показать
клиенту прайс перед началом работ или ознакомить с их предварительным
списком. Но на этот случай существует...
Уловка седьмая: "ложный вызов"
Если
клиента не устраивает стоимость услуг, он может от них отказаться. Но в
этом случае мастер оформляет так называемый "ложный вызов". Например, в
одной из фирм это удовольствие стоит 2500 рублей. Кстати, владельцам
компьютеров стоит иметь в виду, что "ложным вызовом" в подобных
компаниях считается ситуация, когда хозяин сумел самостоятельно
устранить все неполадки за те 2-3-4 часа, пока ждал приезда
специалиста.
Уловка восьмая: халтура обыкновенная, или Следите за руками...
...
иначе после ухода мастера вы можете обнаружить на столе (или того хуже
- под столом или на дне какой-нибудь коробки) те детали, которые должны
находиться в компьютере. Например, кулер - "железку", отсутствие
которой не помешает специалисту из сервиса продемонстрировать клиенту
исправно работающий "отремонтированный" компьютер. Потом, когда через
сутки внутренности "железного друга" сгорят, клиенту опять-таки
останется лишь гадать: из вредности или по забывчивости мастер не
поставил на место оборудование.
Что должен знать потребитель
Для
того чтобы не попасть в описанную ситуацию, юрист Московского общества
защиты потребителей Сергей Хованов советует потенциальным клиентам
прежде всего заключить договор с организацией, в которую он обратился.
Достаточно простой письменной формы. Это может быть квитанция,
заказ-наряд или иной письменный документ, в котором указывается
перечень и стоимость работ.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ
«О защите прав потребителей», прежде чем заключить договор и приступить
к ремонту мастер обязан не просто ознакомить клиента с расценками, но и
рассказать ему, что он собирается делать и сколько это будет стоить.
Для этого составляется смета, которую клиент должен прочитать и
подписать. Только после этого мастер может приступать к ремонту. Если в
процессе обнаруживаются еще какие-либо неисправности, мастер обязан
сразу же предупредить об этом потребителя и получить от него письменное
согласие на дополнительную оплату.
Информация на сайте
исполнителя, а также в прайс-листе или иных документах должна
соответствовать стоимости работ в квитанции или в договоре. В противном
случае это нарушение закона.
Исполнитель имеет право требовать
оплату за ложный вызов, но об этом он должен предупредить потребителя
заблаговременно - при оформлении заявки на ремонт. Если о штрафе за
ложный вызов клиенту рассказывает пришедший на дом мастер, клиент имеет
право ничего не оплачивать. Также потребитель может отказаться от
оплаты, если ему заранее не сообщили об объеме и стоимости
предполагаемых работ, а поставили "перед фактом".
Если работы
по ремонту выполнены, но качество этих работ не устраивает потребителя,
то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» он
вправе по своему выбору потребовать, в частности, бесплатного
устранения недостатков или уменьшения цены выполненной работы.
Если
же исполнитель отказывается добровольно удовлетворить требования
потребителя, то можно обратиться в суд и в государственную
контролирующую организацию - Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ее
территориальные органы.
Что должен знать исполнитель
Адвокат
Александр Осокин отмечает, если компания работает по "двойному прайсу",
она нарушает не только законодательство о защите прав потребителей, но
и рекламное законодательство, поскольку информация на сайте может
расцениваться как реклама. В силу статьи 14.3 Кодекса об
административных правонарушениях недостоверная реклама наказывается
штрафом не менее 40 тысяч рублей. "Игры" с прайсом можно расценивать и
как нарушение статьи 14.7 «Обман потребителей» или статьи 14.8
«Нарушение иных прав потребителей» КоАП.
Также адвокат
советует потенциальным клиентам, прежде чем обращаться в ту или иную
фирму, выяснить, - какое программное обеспечение она ставит
пользователям. Если на сайте не подчеркивается, что компания работает с
лицензионным ПО, ее лучше обходить стороной. Установка "пиратского
софта", напоминает Александр Осокин, попадает в сферу действия
Уголовного кодекса РФ.