Ох, не любят чиновники неподконтрольные им пространства. Да и как может быть иначе? «Как бы чего не вышло», — говорят они вслед за чеховским учителем Беликовым из рассказа «Человек в футляре» и предлагают очередной документ, направленный на запрещение и ограничение.
Буквально на днях в СМИ прошла информация, что Минэкономразвития борьбу с файлообменными сервисами считает… одной из наиболее приоритетных задач. То есть вот настолько у нас развита экономика, что только торренты препятствуют наступлению окончательного счастья.
Первые торрент-клиенты появились еще в начале двухтысячных. В России тогда практически не было безлимитных тарифов на широкополосный доступ, поэтому их использовали преимущественно системные администраторы для обмена медиафайлами, чаще всего музыкой или фильмами. И пока файлообменные сервисы были уделом немногих, никто на них внимания не обращал.
Но время шло, и безлимитный широкополосный доступ в интернет стал для пользователей обычным делом. И тогда в интернет пришли массы со своими вкусами и предпочтениями. И если бородатые системные администраторы и продвинутые пользователи обменивались редкими записями King Crimson или Jethro Tull, в крайнем случае, прикладными программами или порнографией, то массы они массы и есть — в файлообменники тут же попали Мадонна, Майкл Джексон и другие, а так же куча «голливудского мусора». Тут-то все и началось.
«Это нарушает наши права! Это форменное воровство! С этим надо бороться!» — стали кричать на всех углах крупные правообладатели. И начали наступление по всем фронтам. Некоторое время в России на эту вакханалию борцов за права смотрели с недоумением.
Ну, во-первых, отечественный шоу-бизнес на фоне своих заокеанских коллег напоминает сельскую самодеятельность, а во-вторых, мы традиционно отстаем от всех «модных» социальных тенденций. За океаном в начале двухтысячных РФ называли территорией пиратства, однако особого интереса к нашему рынку не проявляли.
Но постепенно у западных держателей прав бизнес в России укрупнился, рынок вырос. И борьба с интеллектуальным пиратством стала актуальной темой и в РФ. Держатели прав «продавили» свои интересы через органы власти. Как результат, пираты были объявлены вне закона.
Однако первые опыты борьбы показали, что законодатели слабо представляют, как устроена глобальная сеть. Так, «закрытый» в России в 2010 году torrents.ru переехал за границу и переименовался в rutracker.org. Постоянно обвиняемый в пиратстве сооснователь сайта «ВКонтакте» Павел Дуров и вовсе никуда убегать не стал, а просто сказал, что он к не лицензионному контенту отношения не имеет, это все наши отечественные не законопослушные пользователи. И пока тоже все сходит с рук.
И вот теперь Минэкономразвития заявляет, что собирается всерьез взяться за пиратов. Честно сказать, мне непонятно, с кем и как собирается бороться министерство. Потому что файлообменные сервисы по сути своей легальны — они призваны помогать гражданам обмениваться файлами.
На каком основании им предъявлять обвинения, если они — это лишь среда, а наполняют ее конкретные пользователи? С таким же успехом предъявить претензии можно «Яндексу» или Mail.Ru, которые предоставляют возможность обмениваться файлами.
Вряд ли имеет смысл бороться с частными пользователями торрентов, как это делали правообладатели в США, когда иски предъявлялись сразу тысячам жителей Северной Америки. Хотя, кто знает. Может, если выписать крупный штраф всем нарушившим авторские права жителям Омска или Казани, то страна станет покупать легальное видео и ПО?
Однако опыт все тех же США показывает, что нелегальный просмотр можно победить, запустив недорогой (или бесплатный) удобный легальный сервис, типа Hulu или Netflix. |