Развитию безналичных платежей, как ни странно, мешают Visa и MasterCard.
Хотя россияне уже и смирились с тем, что свою зарплату они в основном получают на банковские карты, правильно ими пользоваться все равно пока не научились. 53% населения сразу после получки бегут к банкомату обналичивать свои деньги.
Популяризировать безнал могли бы сами продавцы, предоставляя преференции тем покупателям, которые собираются расплачиваться картами. Однако высокая ставка торговой уступки, выплачиваемая предпринимателями за обслуживание карточных платежей, заставляет их делать выбор в пользу «твердой валюты».
НИУ-ВШЭ решил определить те барьеры, которые препятствуют проникновению безналичных платежей в российскую торговлю. По результатам проведенного исследования, в котором приняли участие 42 розничные компании, реализующих основные виды товаров (в том числе и в Интернете), выяснилось, что активному росту транзакций мешает высокая ставка торговой уступки.
Это комиссия, которую продавцам приходится выплачивать за прием к оплате банковских карт. Она включает в себя маржу банка-эмитента (выпустившего карту), эквайера (принявшего карту) и собственную комиссию платежной системы — в нашем случае, как и в большинстве стран мира, это Visa или MasterCard.
«В России сегодня выпущено более 200 млн банковских карт. Но по числу транзакций мы находимся на уровне Мексики, Индии и Китая, то есть отстаем от ведущих стран в 20–30 раз», — комментирует ситуацию первый проректор НИУ-ВШЭ Вадим Радаев.
По его словам, стоимость торговой уступки для малых и средних торговых организаций составляет в среднем 2–2,1% с каждой транзакции, в крупных сетях — 1,5%. Ставка торговой уступки для интернет-магазинов оказалась еще выше — от 3% за каждую продажу, оплаченную картой.
Этот показатель можно сравнить с максимальными ставками, действующими в странах Евросоюза. Средний размер торговой уступки в ЕС не превышает 1,2%. По словам представителей отечественных торговых компаний, для комфортного обслуживания безналичных расчетов ставку торговой уступки необходимо снизить на 0,5% для магазинов, работающих в режиме офлайн, и на 1% для интернет-магазинов. Пока же доля безнала в их продажах составляет всего 17% от общего числа платежей.
«Значительная часть расходов на обслуживание наличных платежей приходится на услуги инкассации, которые в среднем составят 0,2–0,4%. Соответственно, приемлемый уровень торговой уступки по безналичным платежам должен составлять 0,6–0,8%», — считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
Эксперт отмечает общий мировой тренд к снижению комиссии, взимаемой платежными системами. По его словам, заметную роль здесь играют государственные вмешательства: представители власти садятся за стол переговоров с монополистами Visa или MasterCard, в то время как антимонопольные ведомства проводят мониторинги их деятельности на регулярной основе.