Вокруг нового закона о прохождении технического осмотра разразился громкий скандал: компания «Росгосстрах» начала предлагать своим клиентам полисы ОСАГО вместе с талонами ТО нового образца без реального осмотра автомобиля.
При этом выдаваемые компанией «Росгосстрах» талоны ТО не имеют подписи эксперта оператора техосмотра. По некоторым данным, страховщик письменно обязывает клиента пройти диагностику в одном из технических пунктов ЗАО «Техосмотр».
В свою очередь, в распоряжении ЗАО «Техосмотр» сейчас находятся 2,5 млн новых талонов ТО, и еще 1 тысяча талонов распределена среди других станций техосмотра. Старые же бланки ТО стремительно заканчиваются.
По словам директора розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, ситуация действительно всколыхнула все страховое сообщество, поскольку превращает процедуру техосмотра в профанацию.
Кроме того, процедура, придуманная «Росгосстрахом», перекладывает ответственность за последствия ДТП на автовладельца, потому что талон технического осмотра выдается без подписи эксперта. То есть, если по его вине (в случае неисправности автомобиля) произойдет ДТП – отвечать будет именно он, а не страховая компания.
По сути, на рынке оказания услуг техосмотра и страховом рынке появились два монополиста – «Росгосстрах» и «Техосмотр», которые между собой наладили тесное взаимовыгодное сотрудничество. Другие страховые компании и станции технического осмотра оказываются фактически отрезанными от клиентов.
Напомним, что по новым правилам функция аккредитования новых операторов техосмотра легла на Российский союз автостраховщиков, который и выдал данное разрешение ЗАО «Техосмотр» 1 января 2012 года. Именно с этим событием связывают написание заявления об отставке президента РСА Павла Бунина.
Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев отметил, что новая схема прохождения техосмотра стала еще более коррумпированной. В качестве конкретных шагов по изменению этой ситуации он предложил сделать техосмотр добровольным и создать единую базу данных, с чем согласны многие страховые компании.
«Эта единая база и будет регулятором добровольного прохождения технического осмотра по системе американского Carfax. Почти каждый автолюбитель является покупателем машины и продавцом. Соответственно, он заинтересован в том, чтобы все данные были представлены как можно в большем объеме: чтобы у него был вовремя пройден техосмотр, чтобы у него были все страховки, чтобы у него было меньше аварий и так далее. Я считаю, что в данном случае единая база данных окажет огромное влияние на безопасность дорожного движения, на угон автомобилей и на сокращение объемов мошенничества», – подытожил Сергей Канаев.
А вот председатель совета НП «Союз предприятий технического осмотра» Игорь Климаков не согласен с Сергеем Канаевым насчет предлагаемой им новой схемы добровольного прохождения ТО: под удар будет поставлен целый бизнес, тысячи людей потеряют рабочие места.
Что касается стоимости прохождения техосмотра, то на сегодняшний день для Москвы она составляет всего 690 рублей, что, по словам Игоря Климакова, является очень скромной суммой – предприятия работают без прибыли.
Но не стоит забывать, что у пунктов технического осмотра есть мощные дополнительные каналы получения прибыли: при обнаружении у автомобиля неисправности ее сразу будут предлагать исправить за отдельную плату. Кроме того, пункты техосмотра могут зарабатывать на продаже аптечек, огнетушителей и прочих автомобильных аксессуаров.
Давайте рассмотрим очередность действий для прохождения техосмотра и приобретения полиса ОСАГО.
1. Нужно прийти или позвонить в свою страховую компанию и узнать, какой технический центр они порекомендуют для прохождения техосмотра.
2. Пройти техосмотр в аккредитованном сервисном центре.
3. Приобрести полис ОСАГО в страховой, предъявив талон ТО.
Подводя итог, можно сказать, что новый закон о техосмотре создал автолюбителям еще больше проблем, чем было раньше. Но, несмотря на все сложности, ОСАГО все же оформлять как-то надо.