Бюджет России может потерять от незаконной обналички денег до 4,8 трлн рублей.
Зарплаты «в конвертах» снова на повестке дня. Сначала ульяновский губернатор Морозов предложил привлекать к уголовной ответственности тех, кто платит зарплату «в черную». Затем инициативу перехватил министр финансов Силуанов, заявивший, что «черный» нал — «это и для граждан плохо, потому что они не получат нормальную пенсию». В общем, сажать. Но кого?
«Детский сад»
Обналичка денег функционирует в стране уже четверть века. 17 июля 1987 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики», по которому единая прежде госбанковская система была принудительно разделена на несколько самостоятельных финансовых институтов пока еще под государственным контролем.
Менее чем через год, 26 мая 1988 г., был принят знаменитый Закон СССР «О кооперации в СССР». В те годы государственные предприятия, составлявшие львиную долю экономики, располагали привычным безналом, купить на который что-либо становилось все сложнее. С другой стороны, уже в первые месяцы кооперативного движения в экономике появился «черный» (неучтенный) нал, извлекаемый кооператорами от посредничества, торговли, реализации нехитрых поделок и оказания простеньких, преимущественно ремонтных и общепитовских услуг.
В прежде незыблемой директивной системе советского ценообразования произошло немыслимое: появились двойные ценники (один — за безнал, другой — за нал), рассчитанные преимущественно на «кооператоров», нуждавшихся в новых средствах производства и, конечно, в пресловутых «товарах народного потребления». Но то был, что называется, «детский сад».
Банкиры также требовали большей самостоятельности. И 11 декабря 1990 г. вышел не менее знаменитый Закон СССР «О банках и банковской деятельности», разрешивший создание коммерческих банков негосударственной формы собственности. И понеслось: если до этого обналичка носила эксклюзивный, полукриминальный характер, то теперь она была поставлена на «промышленную» основу.
Катастрофической ошибкой постсоветских реформаторов, судорожно пытавшихся заткнуть бюджетные дыры после обвального снижения мировых цен на нефть и губительной для казны антиалкогольной кампании, стало объявление предпринимательско-финансовой вольницы без соответствующего переустройства правовой, надзорной и контрольной систем государственного управления экономикой.
На низовом уровне стратегический просчет красноречиво иллюстрируется картинками из жизни доживавшего последние дни ОБХСС: в рабочее время опера гонялись за потенциальными преступниками, а вечером пили с ними (за их же счет) горькую, жалуясь друг другу на нелегкую жизнь.
Русская вольница
Российские чиновники прикидываются, будто по уровню мышления застряли во временах своей юности. Они, конечно же, знают, что запротоколировать факт выдачи зарплат «в конвертах» невозможно. Любой «конверт» можно обозвать материальной помощью, грантом, займом, наконец, и никто даже не пикнет. Если же кто-то из ныне сидящих в высоких креслах наивно полагает, что «черный» нал выдается по «черной» же ведомости, — тогда экономике точно кранты. И все же будем надеяться на лучшее.
Поначалу схемы обналички действительно были банальными донельзя: ушлые «предприниматели» регистрировали на себя фирму (позже компании стали открываться по утерянным или украденным паспортам), открывали расчетный счет и снимали наличные по статьям «хознужды» или «сельхоззакупки». Через три-четыре месяца, не желая связываться с фискалами и «попадать» на налоги, обнальная конторка тихо сдувалась. С тех пор такие конторки именуются «однодневками», хотя этот эпитет в высшей степени непрофессионален.
Уже к началу нулевых концепция организации обнального бизнеса изменилась радикально. Конторы все чаще стали регистрировать на реальных персонажей (и это отнюдь не только бомжи и алкоголики). Год-полтора фирмешки при содействии коррумпированных работников налоговых инспекций непринужденно «спали» (за время «сна» их хозяева не забывали сдавать «нулевые» или минимальные балансы), а потом вдруг волшебным образом «просыпались» и начинали пропускать через себя многомиллионные обороты. Но главное — покровительство (в просторечии «крыша») перешло к еще более коррумпированным по сравнению с налоговиками представителям правоохранительных органов.
Схемы обнала также совершенствовались. На смену «хознуждам» и «сельхоззакупкам» приходили и уходили комбинации с брокерским обслуживанием на предмет купли-продажи ценных бумаг, рекламными акциями, депозитами под немыслимые проценты, страхованием жизни, всего не расскажешь. Все больше обнальных площадок работало на встречных потоках: одна компания «продавала» наличные, а другая эту наличность «покупала».
Современный обнальный институт предстает воплощением истинного рыночного порядка: если раньше обнальщики работали в обшарпанных офисах, банковских предбанниках и даже на квартирах, то теперь это закрытые оборонные предприятия, тщательно охраняемые офисные центры и даже посольства «дружественных» стран.
Информационное сопровождение выше всяких похвал: нередки случаи, когда серверы и прочая инфраструктура располагаются даже не в других регионах, а в соседних государствах. Спектр неформальных финансовых услуг существенно расширен: сегодня нет ничего проще, чем перевести откаты, взятки, выручку от торговли оружием или наркотиками на счета собственных зарубежных компаний. Наконец, в полном соответствии с книжными представлениями о конкуренции «цена» на обнальные услуги колеблется вместе с изменениями внешних институциональных условий. Приплыли.
Потери бюджета
Оценка ущерба от обнала всегда была «фишкой» в риторике вокруг незаконного финансового оборота. Из последних громких всхлипов.
В феврале 2012 г. первый вице-премьер Виктор Зубков (помните такого?) представил очередной расчет объемов обналички: «Комплексный анализ обстановки в финансовой сфере, рассмотрение ситуации по оттоку капитала за рубеж, схем отмывания преступных доходов внутри страны показали, что почти 2 трлн рублей выведено из экономики. Это очень много — почти 4% ВВП».
В июне этого года министр финансов Антон Силуанов огрел слушателей более устрашающими показателями: по его мнению, теневой сектор составляет 15–20% ВВП (Всемирный банк «клевещет» про 49%), а ежегодные потери бюджета — примерно 3 трлн рублей.
Однако еще в марте 2009 г. на «круглом столе» в Торгово-промышленной палате назывались, пожалуй, наиболее справедливые цифры: «Оборот фирм-однодневок в масштабах страны достаточно велик — 120–150 миллиардов долларов ежегодно».
В переводе «на рубли» это означает, что незаконный финансовый оборот в 2008 г. мог составлять до 5 трлн рублей при изначально запланированных расходах бюджета-2008 в 6,6 триллиона. Чувствуете масштабы? Учитывая, что обналичка имеет свойство как минимум параллельно (если не опережающе) расти вместе с бюджетными расходами, в 2013 г. объем обнальных операций может составить до 9,6 трлн рублей (первоначальные расходы бюджета-2013 были закреплены в сумме 12,7 трлн рублей). До половины этой суммы, то есть до 4,8 трлн рублей, составят прямые и косвенные бюджетные потери.
Сколько правительство намерено «сэкономить» на ликвидации накопительной части трудовой пенсии, по сути, на уничтожении остатков доверия к государству? 350 миллиардов? Ну-ну.
Лицемеры и балаболки
Вернемся к нашим «сажальщикам» и вновь зададимся вопросом: кого следует «закрывать»?
Бизнес? А что бизнес? В 1971 г. будущий нобелевский лауреат М. Фридман написал: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Поскольку «правила игры» от балды, точнее, от кармана устанавливаются теми, кто обязан блюсти их незыблемость, почему бы не воспользоваться, да еще к обоюдной выгоде?
Банкиров? А за что? Тем более что ко многим теневым схемам, например, к встречным денежным потокам, когда один «продает» часть выручки, а другой ее «покупает», они не имеют никакого отношения.
Чиновников? Это можно. Но только по совокупности, где халатность при противодействии нелегальным финансовым операциям, скорее всего, пойдет довеском к более серьезным преступлениям.
Остаются последние участники цепочки: налоговики и силовики. Это именно они в каждодневном режиме совершают коррупционные должностные преступления, не только крышуя обнальный бизнес, но и получая от него немыслимые даже в масштабах страны доходы (если взять за основу сумму, эквивалентную 5% от совокупных обнальных оборотов, мы получим фантастические 480 млрд рублей, или $15 млрд ежегодных прибылей). Интересно, с кем эти ребята делятся?
Ну что, господа министры-губернаторы, на кого у вас хватит прыти хвост поднять?