Название игры: Portal 2 Жанр: Logic-FPS Разработчик: Valve Издатель: Valve Системные требования: CPU Intel Core 2 Duo 2.5 GHz / AMD Athlon 64 X2 5400+, 2 GB RAM, videocard GeForce GTX 280 / ATI Radeon HD 4890, 10 GB на HDD Оценка: 9
Публикуя обзоры на игры, мы частенько любим им устраивать проверку на инновационность, выясняя ценность для теперешних и будущих поколений. Те, кто следит за нашими рецензиями, прекрасно знают, что в большинстве случаев мы остаёмся неудовлетворёнными. Но иногда случаются и исключения, что, конечно, не может не радовать. Особенно приятно, когда эти исключения затрагивают вечно обделённый хорошими играми жанр "шутер от первого лица". Не всегда, правда, наличие пушки даёт игре право называться шутером - существуют проекты, отошедшие от этого понятия.
Именно такой игрой Portal 2 и является. В этот раз нам никого не нужно убивать, потому что в Portal 2 главное не экшн, а выполнение головоломок в трёхмерном пространстве. Хотя головоломки - это ещё мягко сказано. Игра заставляет нас в реальном времени решать настоящие физическо-пространственные задачи уровня высшей школы. Мы надеемся, что в своё время вы не сачковали уроки геометрии и логики.
Portal 2 - самое место, чтобы свои математические знания применить на практике. Ну а если вы не математик или, скажем, типичный гуманитарий, то вам в Portal 2 делать определённо нечего. И в этом заключается самая большая проблема игры. Мало того, что Valve придумали гениальную игровую концепцию, так они ещё и заставили её неплохо работать. Плохо только, что не всем имеющиеся в игре достоинства придутся по душе. Portal 2 слишком хорошая и сложная игра для того, чтобы увлечь большую аудиторию. Её заумная концепция однозначно не попадает в современный пользовательский тренд.
Valve решила не трогать механику оригинала, добавив к ней много разных фишек и нюансов, напрямую связанных с адекватной физикой. От этого играть в Portal 2 стало значительно сложнее, зато и интереснее. Автор этих строк, правда, считал, что разработчики в сиквеле пойдут на упрощение - это ведь тенденция, которая с каждым годом становится заметнее. Но компания Гейба Ньюэлла упорно гнёт свою линию, пусть и в ущерб массовости, продолжая мудрить со стилем игры.
Это, конечно, их право, но, отказываясь работать над балансом, разработчики заранее ограничивают аудиторию своей игры достаточно узкими рамками. Впрочем, за это их определённо стоит уважать, потому что вместе с пользовательской аудиторией они уменьшают и свою прибыль. В любом случае надо обладать недюжей храбростью, чтобы выйти на рынок с головоломкой и попутно проигнорировать рынок казуальных смартфонов.
На первый взгляд, вторая часть Portal внешне мало отличается от оригинала - всё те же коридоры научно-исследовательского комплекса и пушка, с помощью которой приходиться делать порталы, необходимые для дальнейшего прохождения. Существенные отличия начинают всплывать только после того, как в дело вступает физика. В Portal 2 так просто не возьмёшь и не сядешь играть. Геймерам потребуется адаптация, чтобы вникнуть в геймплей.
Portal 2 педантично относится к окружающей обстановке и пытается учитывать огромное количество параметров. То есть если в прошлой игре мы, по большей части, занимались одной лишь математикой (геймплейные ситуации можно было просчитывать в уме и на бумаге заранее, их решение не зависело от факторов окружающей среды), то сейчас к математике добавилась ещё и физика.
Мы не случайно упомянули про адаптацию пользователей: хотя Portal 2 и пытается придерживаться устоявшихся физических правил, всё-таки она действует по собственным канонам. Ситуаций, в которых приходится задействовать свою дальновидность, в игре бесчисленное количество, так что начинайте уже сейчас привыкать.
Одиночная кампания рассматриваемой игры обладает не очень большой длительностью - всего пять часов (хотя и этого, учитывая уровень сложности имеющихся в Portal 2 головоломок, вполне должно хватить), потому разработчики из Valve решили прикрутить к игре ещё и кооперативный режим. В оригинальном Portal, как вы помните, его не было. Это ещё пять часов увлекательного и полезного для расширения кругозора геймплея. Не забывайте, что Valve является создателем культовой многопользовательской серии Counter Strike. Так что за мультиплеер Portal 2 можно не волноваться, он в порядке и более чем инновационен. Только нужно делать скидку на особый характер обозреваемой игры.
Так что сражений с участием большого количества пользователей мультиплеер не предусматривает. Не вошёл в финальную версию многопользовательской игры режим, основанный на соревнованиях с перекидыванием мячика. Разработчики посчитали эту фичу в мультиплеере труднореализуемой и решили от неё отказаться. Правда, вполне может быть, что в будущем в каком-нибудь DLC, коих разработчики будут штамповать много, такой режим вместе с другими важными улучшениями появится. А пока мультиплеер Portal 2 рассчитан на всего лишь два человека. Но столь мизерное количество игроков не является помехой в получении удовольствия от прохождения этого режима. Совместную игру смело можно использовать как элемент лёгкого читинга.
Эту особенность подмечают сами разработчики. Не всегда отдельно взятый пользователь может решить ту или иную геймплейную ситуацию. А в компании с другом - совсем другое дело. Как говорится, одна голова хорошо.... Существует, правда, один нюанс: в паре сложность прохождения немного увеличивается. Но разве это недостаток?
Кстати, насчёт недостатков. Сколько не играть в Portal 2, так их и не найдешь. Гораздо больше в игре достоинств, так что продолжим их перечислять. Хотя, сделать это не просто - игры с таким геймплеем тяжело описывать, их нужно прочувствовать.
Пожалуй, самой главной фишкой Portal 2, вокруг которой разработчики выстроили весь геймплей, является наличие двух разновидностей геля, которыми во время игры обязан пользоваться главный герой (эту роль исполняет знакомая по предыдущей игре женщина по имени Челл). Действуют эти гели по-разному: один ускоряет протагониста, другой, наоборот, отталкивает. Можно сказать, что практически все головоломки в игре основаны на двух этих принципах.
Казалось бы, небольшое нововведение разработчиков, а как кардинально меняет весь игровой процесс. Благодаря этой особенности мы фактически управляем геймплеем. Если вникнуть в суть этой механики, прохождение Portal 2 уже не кажется очень сложным. Можно даже попробовать получить истинное удовольствие, попутно насладившись шедевральными локациями. По сравнению с оригиналом они стали значительно более разнообразными, вдобавок к этому ещё и красивыми.
Разработчики из Valve утверждают, что Portal 2 - лучшая игра в истории студии. Что ж, им виднее, но определённая доля правды в этих словах, конечно, есть. Portal 2 - игра, без вопросов, замечательная и заслуживает самой высокой оценки, но, как всё прекрасное и замечательное, ее достаточно сложно понять.
Проще говоря, не всем она сможет открыться. Выражаясь ещё проще, она не для средних умов, привыкших сидеть за своими планшетами и играть в птичек - слишком крутая для большинства. И как по мне, в этом самое главное её достоинство, потому что так уже никто не делает и, скорее всего, уже никогда не будет делать.
Играйте, пока подобные проекты ещё выходят, ведь если дело и дальше так пойдёт, скоро будут выходить одни лишь казуальные игры. По материалам: "Компьютерные вести"
|