Всем известно, что материальное стимулирование
любого вида деятельности человека приводит к повышению
производительности, не так ли? Отсюда родилась поговорка про кнут и
пряник и на этом строится система управления бизнеса во всем мире. Но не
все так просто с кнутом и пряником когда речь заходит о стимулировании
творческих процессов.
На рисунке вы видите знаменитый тест Карла
Данкера. На столе лежит свеча, коробка спичек и
коробка кнопок. Требуется зажечь и закрепить свечу на стене
так, чтобы воск не капал на пол или на стол. Тест для своего решения
требует нестандартного взгляда на ситуацию, творческого мышления
(разгадку вы можете увидеть ниже по ссылке). Но интересно другое. Когда
эксперимент проводили с 2 разными группами, причем только одной группе
обещали материальное вознаграждение за быстрое решение, то ученые
получили обескураживающий результат.
Оказалось, что внешняя мотивация (вознаграждение) только ухудшило
среднее время выполнения теста! При этом простые тесты, где
творческое мышление не требовалось, группа стимулированная материально
выполняла блестяще. Выходит, что внешняя мотивация стимулирует наш разум
«рыть» в строго определенном направлении, но при этом сужает круг
возможных решений, подавляет творческое начало.
Этот удивительный факт находит подтверждение и в других
исследованиях. Частные экономические университеты США при поддержке
Федерального Резервного Банка США провели исследование, в ходе которого
испытуемым предлагали игры различной сложности. По результатам им
обещались премии 3 уровней: чем лучше результат тем выше
премия. Исследования показали, что на простых играх, где
требовались однозначные действия, результат улучшался с повышением
премии. Чем сложнее были игры, чем больше они требовали
мыслительных усилий тем хуже был результат при обещании более высокой
премии. Наихудший результат на самых сложных играх всегда
показывала группа с максимальным вознаграждением. Эксперимент
проводился как на студентах американских вузов, так и на жителях
индийского городка – так что социальные, культурные и географические
различия не влияли на результат.
Этот известный в науке факт упорно игнорируется большим бизнесом уже
не одно десятилетие: внешние стимулы не работают там, где нужно думать и
изобретать. Человечество так и не научилось направлять творческий
потенциал в нужное русло, лишь пытаясь воздействовать кнутом и пряником
там, где это вредит. Не в этом ли глубинная причина финансовых и
экономических кризисов нового века? Ведь акционеры и топ-менеджеры
крупнейших корпораций, включая российские госкомпании, традиционно
получают многомиллионные бонусы - то самое «максимальное
вознаграждение», которое так замечательно блокирует работу мыслительных
процессов в мозге. Есть над чем задуматься!
Видео-лекция Дэна Пинка на данную тему ниже
(картинка-разгадка теста прилагается)
Разгадка
теста:
Тест требует изобретательности, чтобы коробку от скрепок воспринять не
только как вместилище для канцелярской мелочи, но и как потенциальный
подсвечник.
Новых за месяц: 130 Новых за неделю: 41 Новых вчера: 6 Новых сегодня: 3 Всего: 5499 Из них: Администраторов: 6 $$$-Модераторов: 2 Модераторов: 5 Прокураторов: 5 ----------------- далее: Проверенных: 260 Пользователей: 3034 Новичков: 1884 Заблокированных: 110 ----------------- Из всех пользователей: Мужчин и парней: 4322 Женщин и девушек: 1176