Когда мы заходим на сайт минского компьютерного магазина «Iven», на нас выплёскивается море информации. Так что глаза разбегаются и не всегда понятно, куда смотреть и на что жать.
Набор навигационных инструментов – логотип со ссылкой на главную страницу слева, информация о магазине и телефоны справа, меню под ними и т.п. – достаточно стандартный и нареканий не вызывает. Но вот те вещи, которые владелец сайта, по всей видимости, считает наиболее важными на странице, стоило бы сделать иначе.
«Ведите себя привычно!»
Блок, который я выделил под номером 1, на самом деле можно было и не выделять рамкой. Первым, что бросится нам в глаза на этой странице, и так будет ярко-алое объявление об особой акции: при покупке ноутбука* клиент получает в подарок флешку на 4Gb. Согласитесь, именно за это объявление мы цепляемся глазами в первую очередь.
И если кто-то из потенциальных покупателей заинтересуется этим объявлением, то что он сделает в ту же секунду? Правильно – конечно же, нажмёт на это объявление, как привык нажимать на любые банеры.
Тем более, что звёздочка после слова «ноутбука» явно даёт понять, что у акции есть какие-то ограничения или условия, так что хочется их уточнить.
И вот тут-то посетителя ждёт сюрприз. Это не банер, это просто картинка. И сколько ни кликай по нему мышью, не происходит ровным счётом ничего.
«А теперь, уважаемые знатоки, внимание – вопрос!» Что должен сделать в этой ситуации посетитель сайта, заинтересовавшийся акцией? Вероятно, владельцы сайта хотели бы, чтобы он нашёл в «шапке» сайта телефон магазина и позвонил. Но станет ли делать это хотя бы один человек из десяти? Сомневаюсь...
У известного эксперта по веб-дизайну и юзабилити Стива Круга есть знаковая книга «Не заставляйте меня думать!». Если Вы её не читали, стоит это сделать – но главная мысль заключена уже в названии книги: не заставляйте посетителя сайта задумываться, если без этого можно обойтись! И для этого очень важно, чтобы сайт работал привычным образом, чтобы все элементы дизайна и навигации вели себя так же, как это происходит на тысячах других сайтов, и как посетитель уже привык.
Поэтому, если что-то выглядит как банер, то оно и вести себя должно как банер. И если бы клик по объявлению об особой акции вёл на страницу, посвящённую этой акции – это было бы гораздо комфортнее для посетителя. И гораздо полезнее для продаж.
Кстати, та же проблема мешает мне и в выделенном блоке номер 2 – где мне сообщают «Компьютер размером с книгу? В наличии неттопы!» Нажатие мышью на этот заголовок не даёт ничего. Нажатие мышью на картинку не даёт ничего. И только последняя короткая строчка «перейти в каталог» является ссылкой.
Мне, как посетителю, было бы не в пример удобнее, если бы я мог перейти к предложениям неттопов, нажав хоть на заголовок объявления, хоть на картинку, хоть на текст. Но этой возможности нет – и приходится выцеливать мышью короткую строчку со ссылкой.
Страшно ли это? По большому счёту, нет. Ведь если кто-то действительно заинтересовался, он нажмёт и на маленькую ссылку. Но... При этом мы потеряем какую-то часть посетителей, которые заинтересовались вполсилы, и поэтому не прочь бы глянуть, что тут им предлагают, но им лень потратить лишнюю секунду и лишний раз пошевелить мышью.
Не жалко упускать клиентов?
Но допустим, что посетитель нажал на ссылку и перешёл на страницу каталога неттопов. Что дальше?
«Папа, ты с кем сейчас разговаривал?»
Знаете ли Вы, уважаемый читатель, что такое неттоп? Я, признаться, нет. И надеялся, что мне это объяснят – но надеялся напрасно.
Вот так выглядит страница каталога:
Картинки изображают какие-то непонятные прямоугольные коробочки. Что это такое, я распознать не могу. А рядом стоят описания, которые отнюдь не делают ситуацию понятнее. Например, в блоке, выделенном пунктирной рамкой, стоит следующий текст:
3Q Nettop Qoo!, 3QNTP-Tank ION-BLP-H, Atom 330 1.6GHz, nVidia ION, Video (HDMI), DWDRW/ CR/ eSATA/ Mini-ITX, БП, черный
Не могу сказать, чтобы я был совсем уж полным профаном в компьютерах. Как-никак, бывший программист. Но я давно уже не слежу за новыми моделями процессоров и карт (мне в этом плане куда ближе строчка из описания роллс-ройса: «Мощность двигателя: Достаточная»), поэтому из всего этого описания я понимаю только слово «чёрный», а об остальном могу лишь догадываться.
И знаете, что? Я подозреваю, что две трети посетителей сайта поймут примерно столько же.
Есть такой старый анекдот, который я часто рассказываю на своих семинарах по маркетингу. Ребёнок лет пяти приходит к папе и спрашивает:
— Папа, почему надкушенное яблоко темнеет? — Дело в том, сынок, что при нарушении целостности клеточной оболочки содержащаяся в клетках заменимая аминокислота тирозин под воздействием фермента тирозиназы вступает с атмосферным кислородом в реакцию, продуктом которой является пигмент меланин. — Папа, папа, ты с кем сейчас говорил?!
На самом деле, папа всё совершенно правильно объяснил – яблоко темнеет именно поэтому. Но много ли понял ребёнок?
Точно так же обстоит дело и с клиентами – многие из них не разбираются в странных аббревиатурах вроде «DWDRW / CR / eSATA» и не знают, нужен ли им, подходит ли им компьютер с такими параметрами. А продавец не стремится сделать описание понятнее для клиента. И поэтому теряет продажи.
Хуже того, если мы перейдём на страницу конкретного неттопа, описание не станет понятнее:
Процессор: Intel Dual-Core Atom 330 1.6 ГГц Частота шины: 533 МГц Кэш L2: 1 Мб Количество ядер: 2 Звук: Realtek ALC662 Чипсет: GeForce 9400M Беспроводная связь IEEE 802.11g, IEEE 802.11b
И так далее. Что из этого сумеет понять офис-менеджер с гуманитарным образованием, домохозяйка, ищущая подарок сыну, или даже редактор глянцевого журнала? Боюсь, что вообще ничего.
Уверен, если бы владелец сайта не поленился и сделал две несложные вещи, продажи загадочных неттопов выросли бы. Что за две вещи? Да всего лишь:
Поставить над каталогом короткий рассказ о том, что вообще представляет из себя неттоп и кому он может быть нужен
Рядом с техническими характеристиками каждого неттопа написать простым человеческим языком, в чём особенности именно этой модели и для кого она подходит
Работы на час от силы – а вот продажи наверняка пошли бы вверх.
Важная мелочь
И ещё одна важная мелочь – в прямом и в переносном смысле. Взгляните ещё раз на страницу с каталогом неттопов и попробуйте ответить на простой, казалось бы, вопрос: если какой-то из компьютеров Вам понравился, как его заказать?
Поздравляю тех, чьё острое зрение позволило заметить, что на оранжевой полоске под картинкой есть две кнопочки, и на правой нарисована тележка – именно на эту кнопку надо нажать, чтобы положить товар в свою виртуальную корзину покупок.
А что сделают менее зоркие люди. Ничего. В смысле, ничего не купят.
Уж сколько раз твердили миру, что кнопка «Купить» или «Заказать» должна максимально выделяться на странице – чтобы не заметить её было просто невозможно. И должна быть достаточно крупной, чтобы её не приходилось выцеливать. Но владельцы сайта «Iven», похоже, думали о чём угодно, только не об удобстве быстрой покупки.
Уверен, стоит им сделать кнопку «Купить» более крупной, броской и понятной – и уже через неделю эффект от этого изменения даст о себе знать в виде роста оборота.
Новых за месяц: 130 Новых за неделю: 41 Новых вчера: 6 Новых сегодня: 3 Всего: 5499 Из них: Администраторов: 6 $$$-Модераторов: 2 Модераторов: 5 Прокураторов: 5 ----------------- далее: Проверенных: 260 Пользователей: 3034 Новичков: 1884 Заблокированных: 110 ----------------- Из всех пользователей: Мужчин и парней: 4322 Женщин и девушек: 1176