Создавать бизнес в онлайне с нуля, безусловно, проще, чем в офлайне. Требуется меньше как физических, так и денежных затрат. Да и инвесторов, готовых вкладывать свои деньги в online-проекты хватает.
По мнению Алексея Павлыка, генерального директора проекта «Dostavka.ru», в настоящий момент в России самое что ни на есть благодатное время для открытия собственного интернет-бизнеса. «В настоящий момент в России открывается окно инвестирования, то есть сходятся и интересы инвесторов, и интересы игроков на рынке, которые готовы к получению этих инвестиций.
По нашим ощущениям, это продлится еще где-то в районе года. Интерес инвесторов направлен в первую очередь к игрокам из «белой» когорты – это те компании, которые имеют официальную подтвержденную налоговую отчетность, законопослушный бизнес, прозрачную структуру.
Соответственно, если кто-то из потенциально претендующих на инвестиции имеет непростые, темные или какие-то серые схемы, которые были выявлены в ходе дью-дилидженса, это приводит либо к отказу от сделки, либо к снижению ее стоимости в 2–3 раза.
Справедливости ради надо заметить, что белых компаний на нашем рынке очень мало, большинство ретейлеров в России либо серые компании, либо частично белые».
Те компании, у которых с законопослушностью, налогами и прозрачностью бизнеса все в порядке, могут рассчитывать на следующих инвесторов.
Проект Dostavka.ru. Для инвестора важно, чтобы online-бизнес был «белым» и имел какую-то «изюминку»
Инвестиционные фонды
Почти все инвестиционные фонды сейчас, предчувствуя некую стагнацию на рынке в 2012 году, ищут больше объектов для финансирования. Причем, желающих вложиться именно в online-бизнес – предостаточно. Как правило, инвестиционные фонды, договариваясь о сделке, выдвигают следующие требования: 25% акций плюс одна (иногда, но очень редко, контрольный пакет акций), а также условие, что по истечении определенного срока, допустим, 5-6 лет, инвестор выходит из бизнеса с определенной фиксацией маржи.
Стратегические инвесторы
Следующий тип – это стратегические инвесторы. В большинстве своем они имеют большой опыт инвестирования в i-commerce, например, в платежные системы, прайс-площадки. Также они располагают собственной финансовой моделью, на основе которой проводят оценку потенциальной прибыльности и возможных рисков того или иного online-бизнеса.
«Я бы много чего дал, чтобы заглянуть в их (стратегических инвесторов, - примеч.автора) финансовые модели, - комментирует Павлык. – Потому что в них аккумулирован большой эмпирический опыт. Надо сказать, что эти модели, как ни странно, дают финансовый результат лучше, чем наши модели, по которым мы оцениваем свой бизнес».
Принципиальным условием для сотрудничества со стратегическими инвесторами является прозрачность финансов. Как правило, инвестор настаивает на том, чтобы была прямая подотчетность headquarter, выставляет определенные требования к прозрачности отчетности, времени ее подготовки и т.п.
«Экзотические» инвесторы
Это тоже стратегические инвесторы, но работают они по другому методу. Такие компании приходят и сначала инвестируют в вас немного, от 10 до 20% (но не дотягивают до 25% плюс 1). Затем, допустим, спустя год, убедившись, что бизнес действительно стоит больших финансовых вливаний, инвестируют в него дополнительные средства. Таким образом инвесторы минимизируют свои риски.
Как правило, инвесторы, руководствующиеся данной схемой – это очень крупные компании, имеющие чуть меньше чем самую высокую экспертизу в i-commerce.
Кто инвестирует в online-бизнес разобрались, теперь рассмотрим – кто является самым привлекательным вариантом для инвесторов. Понятное дело, что самая желанная компания – это компаний с большей рентабельностью. По словам Алексея Павлыка, для российского рынка в настоящий момент рентабельность в 20-30% - это низкая рентабельность, оптимальная вариант рентабельности компании для инвестора – 100%. И таких компаний в России становится все больше. Пока они мелкие, но растут очень быстро.
Помимо рентабельности в бизнесе должна быть «изюминка». Необходимо иметь сервис или продукт, который еще не представлен на рынке, или реализовать какую-то известную идею лучше других. Если же у вас нет «фишки», да к тому же нет раскрученного имени, велика вероятность, что ваша компания исчезнет довольно быстро. И инвесторы все это понимают. Поэтому их важно заинтересовать не только выгодой, но и эксклюзивным предложением.
Возврат инвестиций
Стоит быть готовым к тому, что вернуть инвестиции, вложенные в i-commerce будет довольно сложно. По мнению генерального директора re:Store Retail Group Тихона Смыкова, здесь существует несколько системных проблем. Главная проблема – низкий порог входа в бизнес. «Что значит низкий порог входа в отрасль? Это значит, что всегда будет приток свежих сил, всегда будет очень высокий уровень конкуренции, всегда будет очень много игроков, рынок очень долго будет достаточно фрагментирован.
Ведь для того, чтобы сделать простую бизнес-модель, многого не надо: достаточно обладать небольшими техническими навыками, иметь тысяч 5 долларов, сделать какой-то сайт, предложить какой-то товар, получить какой-то заказ, где-то найти деньги, чтобы подъехать к поставщику, купить товар и отвезти конечному клиенту».
Следующая проблема – конкуренция. В онлайне от вас до конкурента – один клик мышкой. При этом надо заметить, что рынок электронной коммерции в России непрозрачный, на нем очень много серых игроков, и прессинг с их стороны весьма серьезный.
Еще одна глобальная проблема для начинающих онлайн-ритейлеров – отсутствие инфраструктуры. «Если на Западе есть какие-то доступные всем и каждому логистические сервисы, понятно, как организовать доставку, как организовать оплату, есть регуляции, связанные с продажами, у нас действительно сложно с логистикой. Чтобы сделать какой бы то ни было удобный для клиента сервис, надо все строить самому и тратить на это достаточно существенные деньги», – комментирует Смыков.
Если мы говорим про многоканальный бизнес, то возникает колоссальная задача по интеграции онлайн-бизнеса в офлайнов (интегрированная клиентская база, инфраструктура, логистические процессы). Потому что i-commerce будет эффективен в полной мере только тогда, когда он будет обращен к тем же клиентам. Это должен быть единый бизнес с несколькими каналами продаж. На создание интернет-магазина и инфраструктуры к нему re:Store Retail Group потратил 355 000 долларов
На примере:
re:Store Retail Group открыла собственный интернет-магазин в 2008 году. На его создание фирма потратила 55 000 долларов, с учетом интеграции в общую ERP-систему и разработку мобильного приложения для iPhone. 200 000 долларов ушло на создание отдельной транспортной инфраструктуры, аренду офиса для сотрудников, его оборудование и организацию call-центра, а также 100 000 долларов на оборотный капитал.
На сегодняшний день онлайновый бизнес re:Store Retail Group составляет 7% от общего оборота компании. EBITDA-маржа онлайн-подразделения – 5,8%, а доходность – 130% годовых.
По материалам Retail-tech.ru
|