Всякая система, используемая человеком, должна обладать
механизмами, обеспечивающими взаимодействие с ней. Например, если речь
идет о
бытовой технике, то такими механизмами являются кнопки на панели
управления.
Если мы говорим о компьютере, то взаимодействие пользователя с ним будет
осуществляться с помощью монитора, мыши и клавиатуры.
Совокупность средств, при помощи которых пользователь
общается с различными устройствами, называется "интерфейс". От способов
построения интерфейса зависит правильность понимания отдаваемых системе
команд,
что позволяет не навредить ей и работать эффективно.
Взаимодействие может осуществляться на внутреннем
(программном) и внешнем (аппаратном) уровнях.
Монитор, мышь, клавиатура
Элементы интерфейса браузера (программа для просмотра Интернет-страниц)
Internet Explorer 7
Качественным признаком, который определяет, насколько
интерфейс пользователя прост и удобен в использовании, является
юзабилити.
Что такое юзабилити?
Дословный перевод слова юзаби́лити (англ. usability) –
"возможность быть используемым", "практичность". Если сказать проще, то
юзабилити – это понятность, простота и удобство пользования определенным
продуктом.
Данное понятие схоже с термином "эргономика", который
означает
научную дисциплину, изучающую производственную деятельность человека и
ставящую
целью ее оптимизацию. Эргономика изучает действия человека в процессе
работы,
скорость освоения им новой техники, затраты энергии, производительность и
интенсивность при конкретных видах деятельности.
Эргономика охватывает такие системы как
"человек-общество",
"коллектив-организация", "человек-сеть" и прочие, тогда как термин
юзабилити
обычно используется применительно к компьютерной технике.
-
Интуитивное понимание. Пользователь должен как можно меньше
экспериментировать, чтобы получить нужную ему информацию, не посещая
ненужные
ему страницы и не выискивая по часу кнопку или ссылку. Для этого сайт не
должен
содержать большое количество нестандартных решений, элементы должны быть
самоочевидными. -
Простота. Начав знакомство с сайтом с нуля, пользователь
должен быстро разобраться в его структуре и обучиться работе с ним. Если
пользователь решит снова посетить сайт, он должен работать также
эффективно, как
и в прошлый раз. -
Удобство. И, наконец, пользователю должно быть комфортно
находиться на сайте. Образно говоря, после завершения работы
пользователь не
должен проклинать свой компьютер и создателя сайта. Будет лучше, если
он,
улыбаясь, откинется на спинку кресла, получив удовлетворение от
выполненной
работы
Основная задача человека, разрабатывающего интерфейс,
состоит в том, чтобы сделать его удобным для пользователя. Но так как
все
взаимосвязано, это невозможно без того, чтобы сделать его простым и
понятным.
Безусловно, помимо юзабилити важна также полезность,
практическая значимость материалов, представленных на сайте. Какой толк в
удобном интерфейсе, если информация является для вас бесполезной? Нет
ничего
хорошего и в сайте, содержащем большее количество интересной информации,
но
которую из-за сложного интерфейса пользователь просто может не найти.
В Интернете, как и в жизни, все происходит стремительно.
Пара секунд, первое впечатление — и все, посетитель либо уходит, либо
остается.
Но отчего же это зависит?
Самое важное, что нужно знать о юзабилити
Часто разработчики сайтов думают, что посетители будут
последовательно проходить по каждой странице, тщательно разбираться в
устройстве
и структуре сайта, внимательно читать все тексты и усердно раздумывать,
прежде
чем выбрать ту или иную ссылку.
Увы, в реальности ситуация несколько иная. Точнее,
совершенно иная.
Вместо того чтобы внимательно изучать сайт, обычно
пользователи Интернета быстро пробегают глазами по каждой странице,
выделяют
первое, что заинтересовало, и на основании этого решают, что делать
дальше. При
этом большая часть информации на странице, скорее всего, останется
незамеченной.
Странно? Странно. Но при таком обилии информации, которая
в большинстве случаев является лишней, и огромного количества плохо
организованных сайтов, это выглядит вполне логичным. Ведь если мы будем
тратить
свое время на тщательное изучение каждого сайта, времени на что-то
другое у нас
просто не останется. Особенно если учитывать, что доступ в Интернет у
многих
пользователей ограничен – медленная скорость, поминутная оплата.
Неудивительно,
что все куда-то спешат.
Хотя, как ни странно, так же ситуация обстоит и с чтением
различных руководств и инструкций, даже если к Интернету они никакого
отношения
не имеют. Как правило, все осваивается "методом тыка". И только если ни
одна
попытка не увенчалась успехом, можно почитать «как же оно работает». Но и
то при
условии, что инструкция не окажется слишком длинной.
Конечно, если это руководство по работе стиральной машины,
например, вы отнесетесь к нему с большим вниманием — в жизни
неправильное
использование бытовых приборов может стать причиной их поломки. Но при
использовании сайта неверный выбор приведет лишь к тому, что придется
несколько раз нажать на кнопку «Назад».
Почему? Ответ прост – так быстрее и так интереснее. Кроме
того, тщательный анализ всех возможных вариантов не всегда приводит к
положительным результатам. Если мы говорим об Интернете – масса сайтов
выглядит
настолько запутано и непонятно, что лучшим вариантом является сделать
выбор
наугад, а затем, если не получилось, начать сначала.
Естественно, если на сайте размещены эксклюзивные
материалы, то можно потратить какое-то время на выяснение принципов его
работы.
Но такой сайт будет популярен до тех пор, пока рядом не возникнет
другой, более
понятный и удобный в использовании.
Создатели сайтов вряд ли что-то могут сделать со
склонность пользователей к быстрому просмотру страниц, но всегда есть
возможность разрабатывать страницы, исходя из этой особенности. |