Audio Stream Input/Output (ASIO), ввод/вывод потоковых аудиоданных - протокол передачи данных с малой задержкой (англ. low-latency), разработанный компанией Steinberg. В то время как для непрофессионального применения наибольшее распространение в среде Windows получила технология Microsoft DirectSound, ASIO, в отличие от неё, даёт музыкантам и звукоинженерам возможность программной обработки звука в режиме реального времени, позволяя заменить внешнее ("железное") оборудование звуковой обработки на виртуальное (программное).
Низкие задержки обеспечиваются за счёт того, что в интерфейсе ASIO происходит обход множества промежуточных программных уровней, и осуществляется взаимодействие с оборудованием напрямую. Кроме того, ASIO предоставляет относительно простой способ доступа к нескольким аудио входам и выходам. Главным преимуществом технологии является также отказ от использования микшерного ядра Windows Audio (KMixer), что позволяет достичь высокой скорости связи с аудиооборудованием. В отличие от KMixer, немикшируемый поток данных в протоколе ASIO является побитово-идентичным, обеспечивая высокую верность воспроизведения. Сфера применения данного аудиоинтерфейса, как правило, ограничивается Microsoft Windows, так как в других операционных системах (например, в Mac OS X или Linux) отсутствуют подобные проблемы с задержками и микшированием. В Windows Vista KMixer был удалён и заменён новым драйвером порта WaveRT. WaveRT, однако, не может обеспечивать синхронизацию нескольких аудиоустройств и не поддерживает внешнее тактирование. Для чего нужно ASIO? Как уже было сказано выше, ключевая особенность протокола ASIO – это малая задержка при вводе-выводе звука. И тут необходимо разобраться какую величину можно считать «малой» задержкой, а какую «большой», ведь как известно все в мире относительно.
Звук – явление инерционное и имеет конечную скорость. В нормальных атмосферных условиях скорость звука составляет примерно 340 м/с. Представим, что источник звука, например акустическая система, расположены от музыканта с электрогитарой на расстоянии 3 метра. Зная расстояние и скорость, мы легко можем вычислить время, за которое звук преодолеет расстояние от акустической системы до гитариста: 3/340≈8,8 мс - эта величина и есть задержка. Если вы попробуете собрать эту схему у себя дома то сможете самостоятельно убедиться в том, что задержка в 8,8 совершенно не заметна на слух. Поэтому мы можем говорить о некоторой приемлемой величине задержки в 10 мс, как о не заметной на слух. Соответственно величина «большой» задержки – это то время, которое вызывает дискомфорт во время живой игры и сбивает с ритма. Для каждого музыканта или звукорежиссера величина «приемлимости» может варьироваться в некоторых пределах. Но все же, в каких случаях нужна низкая задержка?
При игре на MIDI-клавиатуре. MIDI-клавиатура сама по себе не издает никаких звуков, она лишь посылает команды на виртуальный инструмент (VSTi) который генерирует звуки, а уже звуковая карта преобразует их в аналоговый сигнал. В этом случае задержка складывается из двух составляющих: временем затраченным процессором компьютера на генерацию сигнала (1) и временем затраченным звуковой картой на вывод звука (2).
При игре на электрогитаре, пении и прочем аналоговом исполнении с обработкай в реальном времени. В этом случае задержка складывается из трех составляющих: временем затраченным звуковой картой за преобразование аналогового сигнала в цифровой (1), временем затраченным процессором компьютера на обработку и генерацию сигнала (2) и временем затраченным звуковой картой на преобразование цифрового сигнала в аналоговый (3).
Во всех вышеописанных случаях ASIO драйвер позволяет пройти полезному сигналу по наикратчайшему пути. ASIO или ASIO4ALL? Тут все просто: если вы обладатель фирменной аудиокарты которую производитель уже снабдил ASIO драйвером – то используйте в своей работе именно его. Однако есть случаи когда «не родной» драйвер ASIO kx Project показывал намного лучшие результаты чем стандартный драйвер в некоторых звуковых картах Creative (например, Creative SB Live!), хотя это больше исключение, чем правило. Ну а если вы обладатель интегрированной звуковой карты (с набором кодеков AC'97, HDA) или самой обычной мультимедийной карты без стандартных драйверов ASIO то используйте бесплатный драйвер ASIO4ALL . Скачать бесплатно его можно с официального сайта: asio4all.com или просто кликнув сюда. Кстати, в русской версии драйвера имеется русскоязычный мануал – где подробно расписано как его настроить.
Настройка ASIO и ASIO4ALL
Для настройки «родных» драйверов ASIO используйте мануал к вашей звуковой карте. Хотя в общем случае настройка любого ASIO драйвера сводится к выбору входов и выходов, отстройке их уровней, а также выбору времени задержки (размеру буфера). Первоначально нужно выставить минимально приемлемую задержку (при частоте дискретизации 44100 Гц размер буфера в 128 сэмплов эквивалентен задержке около 3 мс: 128/44100=0,00290 с.) и уже в процессе работы, вам неоднократно придется корректировать эту величину в сторону увеличения, как только проект (или обработка) будет расти. Также следует помнить, что ASIO драйвер может корректно работать только с одной программой. Поэтому следите за тем чтобы другие программы настроенные на ввод/вывод звука вашим ASIO драйверов были закрыты.
Новых за месяц: 130 Новых за неделю: 41 Новых вчера: 6 Новых сегодня: 3 Всего: 5499 Из них: Администраторов: 6 $$$-Модераторов: 2 Модераторов: 5 Прокураторов: 5 ----------------- далее: Проверенных: 260 Пользователей: 3034 Новичков: 1884 Заблокированных: 110 ----------------- Из всех пользователей: Мужчин и парней: 4322 Женщин и девушек: 1176