При почти двадцатилетней истории рынка коммерческих услуг по изучению иностранных языков процент населения, свободно владеющего английским, по-прежнему остаётся ничтожно мал. Как результат, наша страна занимает 32 строчку «языкового» рейтинга. От абсолютного дна её отделяют каких-то 12 позиций.
Особенно чётко просматриваются языковые пробелы в сфере международных отношений. Печально наблюдать, когда представитель российской стороны изъясняется на ломаном английском, коверкая до неузнаваемости грамматику и произношение.
Естественно, толерантность и воспитанность иностранных коллег не позволяет им открытым текстом посоветовать индивидуальные курсы иностранного языка, но явное негодование, граничащее с недовольством, читается во всём – интонации, мимике и жестах.
Проблема знания языков касается не только деловой сферы, но и всего населения страны. Результаты стандартизированного тестирования, проведённого в 2007-2009 году среди российских граждан, показали, что по недостаточности знания английского Россия лишь немного опередила Таиланд и Турцию, где языковая ситуация обстоит хуже всего.
Несмотря на то, что по результатам опроса треть российских предпринимателей считают, что могут свободно изъясняться на иностранном языке, воздерживаясь пройти курсы иностранных языков, большинство переоценивают свои способности и оказываются не способными объясниться даже в обычных жизненных ситуациях, не говоря уже о специфическом деловом английском.
Проблемы с английским в России лежат в плоскости недостатков образования, которое традиционно ставило во главу угла грамматику, пренебрегая развитием словесных форм и выражений. В результате быстрого изменения разговорного английского, знания, полученные когда-то в школе, сегодня мало чем помогут в общении с иностранцами.
Что касается бизнес-среды, то посредственный уровень владения языка объясняется несовпадением учебных программ и реалий нашего времени. Лишь немногие языковые центры практикуют современные прогрессивные подходы и новейшие языковые методики, которые позволяют выучить актуальный английский, а не застревать в языковой истории.
Не «дотягивать по языку» рискует и подрастающее поколение, ведь система языковой подготовки в российских школах отводит по 300 часов аудиторных занятий, тогда как стандартная европейская программа обучения в два-три раза больше.
И это с условием погружения в языковую среду. Российские выпускники, покидая стены школы, должны владеть разговорным английским, но на практике большинство из них не могут общаться без специальных курсов. |