Российская столица и ее жители совершенно беззащитны перед масштабными происшествиями.
Август, который в новейшей российской истории принято называть «черным» из-за различных происшествий, случившихся именно в этот месяц, подходит к концу. К сожалению, и на сей раз он не стал исключением из этого печального правила.
Три недели назад российскую столицу окутал густой смог от горящих в Подмосковье торфяников. В условиях жары и дыма было трудно дышать. Увеличилось число обращений к медикам, а количество смертей в городе выросло в два раза по сравнению с другими месяцами.
Сейчас все уже позади, но как предупреждают специалисты в дальнейшем техногенные и природные катастрофы скорее всего будут только нарастать. Инфраструктура страны из года в год устаревает, а об экологических проблемах государства никто всерьез не заботится.
В связи с этим возникает резонный вопрос, а готовы ли к подобным ЧП жители Москвы (кстати, эта проблема касается и жителей других российских мегаполисов) к повторению подобных происшествий? Ведь не секрет, что уже сейчас все системы и службы города работают на пределе своих возможностей. Сбой может случиться внезапно, в любой момент и тогда уже мало что сможет помочь горожанам, которые совершенно не готовы к подобным сценариям.
Как пишут сегодня «Новые Известия», поскольку во время «газовой атаки» на Москву власти вновь продемонстрировали свою неспособность организовать спасение людей, в случае возникновения любого масштабного бедствия жителям столицы придется рассчитывать только на свои силы. Однако, за последние 10-15 лет, в условиях высоких цен на нефть и некоторой экономической и политической стабильности народ совершенно разучился заботиться о себе. Или, говоря по иному, - выживать.
В интервью изданию социолог Алексей Гражданкин говорит: «Современный москвич не может жить без электричества, без автомобиля, других защитных систем. Ему будет сложно сориентироваться в экстремальной ситуации».
Между тем, Москва уязвима для пожаров, эпидемий, загрязнения воздуха, и, особенно, для отключения электричества (что произошло в мае 2005-го) и отопления. Пожалуй, последние два бедствия наиболее опасны и наиболее возможны. В случае их возникновения людям не на чем будет готовить пищу (во многих домах стоят электрические плиты!), а зимой нечем будет топить.
На этом фоне возможен и продовольственный дефицит. Запасаться к «черным дням», как это было принято в СССР, у народа теперь нет необходимости. «Небольшие рынки, что спасали страну в 90-е годы, закрыли московские власти. А они могли бы спасти население в непредвиденных случаях. Ведь один сбой – и проблемы возникнут в целой сети магазинов», – уверен социолог Леонтий Бызов. От огородов на дачах москвичи также давно отказались, превратив их в место отдыха.
При этом, в случае если Москву затронут более серьезные бедствия, и возникнет необходимость срочной эвакуации населения, то спастись смогут не более 20% москвичей. Остальные застрянут в пробках, поскольку московские дороги способны пропустить только 400 тысяч машин, в то время как в столице их зарегистрировано почти четыре миллиона. «В случае эвакуации можно рассчитывать только на поезда», – говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Однако и здесь горожан ожидают серьезные проблемы. Ведь из-за постоянных ремонтов железнодорожных путей в столичном регионе довольно регулярно возникают транспортные перебои и на этом виде транспорта.
Отметим, что неподготовленность горожан к экстремальным условиям характерна не только для Москвы, но, как отмечалось выше, и для других городов. Ярким примером этому служат события недельной давности в Санкт-Петербурге, когда во всем городе на несколько часов было отключено электричество. Соответственно, перестала подаваться и вода. Жителям города на Неве не на чем было готовить, нечего пить. Не готовы к такому развитию событий оказались и госучреждения, в том числе и больницы.
Таким образом, как заключает зампредседателя комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков, по его оценкам, к экстремальной ситуации готовы не более 2-5% населения Москвы. Остальные же несерьезно относятся к вероятности катастроф в городе. Не у каждой семьи есть дома аптечка. Москвичи уверены, что все можно будет купить, когда это понадобится. Однако подобное спокойствие весьма опасно.