Не успели в правительстве заявить о намерении сдержать рост тарифов за счёт ограничения оптовой цены, как владельцы энергокомпаний уже начали возражать...
Возмущение по поводу повышения цен на электроэнергию дошло уже до президента и премьер-министра страны. Вроде бы государство ограничивает тарифы, но они всё равно упорно стремятся вверх и тянут за собой все остальные цены. Что же не хватает нашим законам, чтобы сделать стоимость «коммуналки» объективной?
Счёт в свою пользу
Как сегодня рассчитывают тариф? Предварительно.
— Ещё не зная, с какими итогами прошёл год, производители и поставщики энергии на глаз прикидывают, на сколько надо поднять цены, чтобы возместить свои затраты. И не гнушаются затем их завышать. — рассказал «АиФ» Валерий Овсейчук, член экспертного совета по электроэнергетике при ФАС, академик РАЕН. — Расчёты, сделанные явно в свою пользу, поставщики услуг ЖКХ представляют в тарифную комиссию. На их основании и рассчитывают цену коммуналки для нас. И уже с 1 января каждого года мы получаем платёжки с новыми цифрами. Это некорректно. В Европе, США изменять тарифы можно не раньше 1 июля, когда уже подведены итоги прошедшего года. То есть по фактическим затратам. И, если компания умудрится трём (!) комиссиям доказать, что работает в убыток, ей позволят повышать цены на электричество, газ, воду, тепло и т. д. (к слову, наши энергокомпании за прошлый год получили неплохие прибыли, так что внедрение у нас западного опыта расчёта тарифов для них невыгодно — это лишит энергомагнатов сверхприбылей). Причём изменять тариф можно не чаще чем раз в 3 года, чтобы потребителям было удобно планировать свой бюджет. Так же надо сделать и в России!
Кроме затрат на производство в тарифы добавляют прогноз инфляции целиком за год. То есть, несмотря на то что, скажем, в январе цены поднялись на 2,4%, мы отдаём из своего кошелька в карман энергетиков сверх этого ещё минимум 5-6% от тарифа.
— Было бы справедливым закладывать в тариф половину от прогнозируемой инфляции, тогда по закону экономики энергетики за год компенсировали бы повышение цен, но не залезали бы в наш карман с головой, — пояснил В. Овсейчук.
Мимо народа
— Инвесторы, получившие в руки энергокомпании после развала единой системы РАО ЕЭС, обещали, что к началу 2010 г. введут новые мощности (что позволило бы избежать катастроф, аналогичных на Саяно-Шушенской ГЭС, подстанции в Чагове, отключений энергии этой зимой в Подмосковье), — напомнил нам Сергей Кондратьев, эксперт Института энергетики и финансов. — Но кризис стал для них хорошим поводом отложить расходы — зачем электроэнергия, если нет новых потребителей? А ведь стоимость этих работ мы с вами уже оплатили в тарифах! Это его так называемая инвестиционная составляющая.
Не успели в правительстве заявить о намерении сдержать рост тарифов за счёт ограничения оптовой цены, как владельцы энергокомпаний уже начали возмущаться. Мол, как же мы будем модернизироваться, если денег народ не даст? А кто-нибудь спросил с них, куда ушли средства, которые мы уже заплатили якобы за ремонт их оборудования?
У населения назрел вопрос: если государство может ограничить рост тарифов (о чём громко заявляется в конце каждого года), почему оно пользуется своим правом лишь формально? Ведь даже ограничение роста тарифов на 15% (для предприятий) и 10% (для населения) в год больше похоже на официальное разрешение.
Право НЕ ПОВЫШАТЬ ТАРИФЫ в нашей стране НЕ ДЕЙСТВУЕТ.
Свою лепту в это вносят и регионы. Они прибавляют к тарифу затраты, необходимые для обслуживания водопроводов, элетросетей и т. п.
Но данные о том, сколько на это нужно средств, представляют опять же коммунальщики. А вы можете предположить, что они откажутся от возможности получить сверхприбыль? Завышения есть, и об этом спокойно говорится даже на самом высоком уровне. Если предельные тарифы установлены законом, то никто не имеет права их повышать! Логично? Но у нас в стране это не работает.
Серьёзных мер воздействия на нарушителей нет. В прошлом году те, кто нагло завысил тарифы в 2-3 раза (больше разрешённого уровня), продолжили работать и собирать деньги с народа.
И такие злоупотребления будут продолжаться, пока в России не будет единого закона, который объяснял бы, как должны формироваться прозрачные тарифы на электричество, тепло, газ. Итог нынешнего способа формирования тарифов: за 10 лет тариф на электроэнергию увеличили на 300%, на горячую воду - на 800%.