Рынок онлайн-покупок в период кризиса не только не потерял в динамике развития, но даже ускорился в своем развитии — увеличилось число пользователей, появились новые категории товаров, открылось огромное количество интернет-магазинов.
Специалисты одного крупного банка совместно с инженерами российского Google представили результаты исследования рынка интернет-покупок в России.
Базой для исследования объема и динамики категорий покупок и демографии пользователей стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами банка с использованием банковских карт. В ходе исследования были проанализированы фактические обобщенные данные за период с января-2008 по сентябрь-2010.
Портрет типичного интернет-покупателя: молодой, холостой, образованный, высококвалифицированный мужчина, чаще всего продвинутый пользователь банковских услуг, менеджер среднего звена или владелец собственного бизнеса.
Именно мужчины, как ни удивительно, в два раза чаще женщин совершают покупки в онлайн-режиме. Эксперты объясняют это большей предрасположенностью к рискам. Общий объем интернет-покупок, оплаченных банковскими картами, в России в 2010 году, по подсчетам аналитиков банка, составит около 600 млрд. рублей. Что же сегодня покупают во Всемирной Паутине?
Электронные прилавки завоевывают регионы
За счет дальнейшего распространения Интернета и банковских карт в регионах, а также роста благосостояния объем рынка электронных платежей и приобретений в России может превысить 800 млрд. рублей. Конечно, пока что отечественный интернет-пользователь к онлайн-покупкам относится как к чему-то среднему между развлечением и лотереей. Чего нельзя сказать о внедрении электронной коммерции в экономики стран Западной Европы и Америки. Например, в Англии онлайн-торговля составляет 7% ВВП (у нас это порядка 0,5%). В США через Интернет приобретаются до 70% необходимых товаров, начиная от бытовой техники и продуктов питания и заканчивая автомобилями и недвижимостью.
Но нужно отдать должное более высокой финансовой грамотности и довольно большому опыту Запада в этом вопросе — многие россияне попросту не доверяют интернет-магазинам, опасаясь проблем со сроками доставки, качеством и возможностью обмена и возврата товара. Тем не менее жители Центрального федерального округа играют роль локомотива интернет-торговли в стране. На Москву приходится 57,2% всех покупок в режиме онлайн, на Санкт-Петербург — 27,3%, за ними следуют Екатеринбург (2,6%) и Новосибирск (1,1%). Средняя величина покупки в Интернете составляет 2500 рублей.
На Москву и Санкт-Петербург также приходится основная доля онлайн-покупок, а также поисковых запросов по слову "купить”, однако, по прогнозу исследователей, города-миллионники будут демонстрировать более высокие темпы роста в ближайшие годы.
Пользуются онлайновыми магазинами, впрочем, не только те, кто в них покупает. Оценить уровень цен и узнать технические параметры товара — такое покупательское поведение стало уже обычным для российских интернет-пользователей. 88% интернет-пользователей выбирают товары в Интернете, но приобретают их в обычных магазинах, в то время как 36% респондентов и делают свой выбор, и совершают покупку в Сети. Любители интернет-покупок в среднем зарабатывают на 30% больше и на 65% больше тратят, чем среднестатистические граждане России.
От выбора до покупки — несколько кликов авиабилеты (34,8%), приобретение железнодорожных билетов на втором месте (12,9%). Замыкают тройку лидеров онлайн-услуги турагентств (7,2%). Электронные магазины музыки показывают наибольший рост популярности по сравнению с остальными категориями (доля на рынке 3,3%).
Самым быстро растущим запросом пользователей России со словом "купить” является "купить авто”. Такой запрос почти никогда не приводит к непосредственному приобретению автомобиля через Интернет, однако показывает стремление потенциального покупателя провести онлайн-исследование, прежде чем совершить покупку.
Ведущей категорией по количеству транзакций (платежей, совершенных с помощью банковской карты) является оплата услуг связи. Удивительно, но услуги интернет-телефонии (Skype) уже сопоставимы с расходами на оплату услуг "большой тройки” мобильных операторов. Так, запрос "как оплатить скайп” лидирует в списке быстро растущих поисковых запросов со словом "оплатить” за 2008—2010 гг.
Не менее показательна ситуация с онлайн-магазинами. Самых крупные онлайновые супермаркеты в Рунете — по преимуществу американские Amazon, eBay и iTunes. Однако по объему продаж именно магазин Apple почти в полтора раза опережает российский Ozon.ru, продажи которого стабилизировались. В глобальном характере интернет-торговли все меньшее значение имеют границы — основной проблемой при получении товара "из-за бугра” пока что остаются особенности работы российских таможни и почтовой службы.
Интернет — основное место покупок
Конечно, интернет-торговле в России еще далеко до показателей США, Англии и других стран. Ее развитие во многом останавливает довольно скудное проникновение широкополосного доступа к Сети, не говоря уже об общем покрытии Интернетом территории всей страны. По мнению авторов исследования, развиваться интернет-торговля будет прежде всего в крупных городах, где, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы ожидается бум развития широкополосного доступа. Доступ в Сеть, впрочем, — это еще не все.
Не менее важно и повышение уровня жизни, от которого напрямую зависит и обладание подключенным к Интернету компьютером, и обыкновение пользоваться банковскими карточками. "Наш опыт работы на развитых рынках показывает, что банковские карты являются универсальным и наиболее распространенным инструментом оплаты покупок в Интернете”, — отмечает аналитик Михаил Бернер.
Сегодня в России подсчитано, что более 40 миллионов россиян пользуются Интернетом, и почти все они используют Сеть для поиска товаров и услуг. В то же время стремительно растет и рынок электронной коммерции. Эксперт уверен, что в скором будущем Интернет станет не просто точкой пересечения покупателей и рекламодателей, но и одним из основных мест совершения покупок и оплаты услуг. Компании, не использующие все возможности торговли в Интернете сегодня, просто не смогут быть конкурентоспособными завтра.