Правила дорожного движения периодически корректируются, меняется размер штрафов в КоАП и, к сожалению, далеко не все автолюбители следят за изменениями. Про размер штрафов за превышение скорости знают все, но как обстоят у вас дела со знанием мер наказания за другие нарушения?
Простой вопрос: какой штраф грозит водителю, не вписанному в страховой полис ОСАГО, но, тем не менее, управляющему транспортным средством? На шиномонтаже я познакомился с ребятами, которые попали в данную ситуацию. Сотрудник ГИБДД пообещал штраф в 2500 рублей, но намекнул, что за три «штуки» отпустит, и не будет даже смотреть, в какую сторону они поедут. Через минут десять ребята сошлись с ГАИшником на «тысяче», и довольные собой уехали. Видели бы вы их лица, когда я им показал статью 12.37 часть 1 КоАП: «Управление ТС в период, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО, а равно управление не вписанным в полис водителем». Наказание: предупреждение или штраф 300 рублей. Вот это развод! Верняк! А главное – все довольны. Воистину – счастье в неведении. Придумывай себе штрафы и смотри сурово, как автолюбитель торгуется.
Еще один случай. Вы купили в салоне авто (по договору купли-продажи) и едете себе спокойный и довольный показать машинку жене или друзьям. А остановивший вас инспектор вдруг грозится выписать вам штраф в 5000 рублей, а то и вовсе прав лишить согласно статье 12.2 часть 2 КоАП («Управление ТС без государственных регистрационных знаков»). Такой случай произошел с одним человеком. Остановили его в п. Томилино Люберецкого района. Как он не бился, но штраф инспектор так и не выписал, сославшись на доброту. Кто не знает – по договору купли-продажи можно ездить пять дней без регистрации и страховки. Транзитные номера при этом не нужны, а справки-счета недействительны с 1 августа 2009 года. И еще всплывает вопрос: а в каких случаях используется статья КоАП 12.1 часть 1: «Управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке», по которой предусмотрен штраф всего лишь в 100 рублей? Ее никому никогда не предъявляют. Но, наверняка, если бы люди знали о ней, то в ряде случаев не давали бы взяток…
Представьте себе другую ситуацию. За рулем вашего автомобиля не вы, а ваш знакомый. Вдруг вас останавливает сотрудник ГИБДД и просит предъявить права. Прав у знакомого не оказывается. Плевать на знакомого! Главное – что будет с вами… Либо статья КоАП 12.7 часть 3 («Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права» - штраф 2 500 рублей), либо статья 12.3 часть 3 («Передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управления им» - предупреждение или штраф 100 рублей). Что вам будут предъявлять, если окажется, что у знакомого и прав-то нет, или он их лишен? Сотрудник ГИБДД истину знает, но вам о ней может и не поведать по известным причинам. А автолюбителю важно знать о существовании схожих статей КоАП, чтобы не быть обманутым.
Или вот еще. Кто знает, что не за любую встречку лишают прав. Статья 12.15 часть 3 все того же КоАП: «Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия». За это грозит лишь штраф в 1 000 – 1 500 рублей. Статья-«лишенка» следующая (12.15 часть 4). И даже это тесное соседство не избавляет от лишения – водители на соседние строки даже не смотрят, хотя в самой статье-«лишенке» есть слова: «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи».
А сколько водителей знают о статье КоАП 12.14 часть 2: «Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 настоящего Кодекса» (штраф 100 рублей)? Для любопытных: упомянутая статья-исключение предусматривает штраф 300 – 500 рублей и звучит так: «Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали».
Подобных ситуаций, забытых статей и возможностей двоякого толкования нарушения можно перечислить ни один десяток. Кто виноват? Недобросовестные сотрудники ГИБДД или все же неграмотные водители?
На мой взгляд, это самый честный развод в арсенале ГИБДДшников. Не знаешь – плати. Никто не мешает водителю сесть и перекрестно прочитать пару раз КоАП: от статьи к статье, представляя себе ситуации, подходящие под разные статьи. Как показывает практика, просто возить с собой в бардачке таблицу штрафов не достаточно. Если ты ее не изучил, то ты в ней просто не ориентируешься. А если не ориентируешься, то все равно заплатишь. Ведь работники ГИБДД знают относящиеся к водителям и пешеходам статьи КоАП на зубок и крутят автолюбителем, как хотят.
Эта статья писалась для того, чтобы большинство водителей поняло, как мало они знают о нарушениях и наказаниях. Возьмите в руки книжку ПДД с таблицей штрафов и изучите ее, помечайте схожие статьи одинаковым цветом и четко запомните те слова, которые в силе изъять ваши права.