Президент Дмитрий Медведев одобрил доклад правительства по расширенному плану приватизации.
К чему она может привести на сей раз? Где лукавство? Кого спасут деньги от продажи госсобственности?
Георгий Бовт, политолог: Изначальный план приватизации придумали ещё в прошлом году, когда ВДРУГ заметили растущий дефицит бюджета. Спешно решили продавать госдоли в крупных компаниях. Благо таких у нас ещё хватает.
Но нефть опять подорожала, и приватизацию отложили, потому что деньги резво потекли куда надо. Но опять же вдруг выяснилось, что уже и при цене нефти в 108 долл./баррель не получится сводить концы с концами и выполнять все щедро розданные социальные обещания.
Тут ещё напасть: снова-таки совершенно внезапно стало ясно, что повышение размера соцвзносов с зарплат убивает самым изуверским образом малый и средний бизнес, и президент распорядился сбить взносы с 34 до 30%, а это означает выпадение примерно 400 млрд руб. доходов. А расходы не снижаются — непременно же чемпионаты разные надо срочно проводить и прочие амбициозные мероприятия... Вот и вспомнил президент опять про приватизацию.
Речь идёт о банальной распродаже имущества, чтобы свести концы с концами. Но слово «распродажа» не употребляется, в этом заложено лукавство. Приватизация подразумевает передачу госсобственности со стратегической целью сделать так, чтобы предприятие стало работать эффективнее, зарабатывать прилично и приносить в виде налогов больше денег в бюджет. Идеально, конечно, приватизировать компанию за хорошие деньги, но порой выгодно даже бесплатно её отдать новым собственникам.
Так, как чехи за 1 марку продали в своё время «Шкоду» немцам — и не проиграли: рабочие места сохранили, производство конкурентоспособных машин наладили. Нынешний расширенный план нашей приватизации, по имеющимся пока сведениям, содержит список из 22 госкомпаний на продажу до 2013 года. Он обещает поступления от этого денег в бюджет, но не содержит ничего похожего на сделку «Шкоды» с «Фольксвагеном».
При этом нас уверяют, что это как бы магическое действие — приватизация — автоматически решит все проблемы: и бюджетные, и производственные.
На те же грабли
Одну «удачную» приватизацию мы уже наблюдали. Плоды её в виде разваливающихся предприятий, тысяч людей, остающихся без работы и зарплаты, мы все видим. По поводу неё российские ученики спросили у великого экономиста, кстати, из семьи русских эмигрантов в США Милтона Фридмана: отчего же это всё получилось не так, как хотелось?
Фридман ответил просто: конечно, для решения большинства задач требуется приватизация, приватизация и приватизация, но при верховенстве права, чётко отлаженной судебной системе, надёжной защите частной собственности, прав работодателей и работников и т. д.
Можно и не думать о том, чтобы создавать такие условия, если речь идёт о банальной распродаже имущества, чтобы дотянуть до гипотетически возможного скачка цен на нефть, причём лучше бы не одномоментного, так как всё сразу потратим, а чтобы долларов по 50 за бочку ежегодно прибавлялось... Ведь продать-то, как показывает практика, можно всё.
Постепенно из списка запрещённых к приватизации предприятий выводят всё новые объекты. Так, в своё время среди прочих «разрешённым» стало жилищно-коммунальное хозяйство (итог — у всех на глазах), теперь — железная дорога. В списке ещё остались федеральные дороги, недра, лесной фонд...
Может, есть резон не спешить и с нынешней распродажей, пока не исполнили совет Фридмана о наведении правового порядка? Но что же тогда делать с бюджетом? Ответ кажется очевидным: тратить меньше на всякие мегапроекты, на спасение сомнительных банков. Действовать по старой пословице «По одёжке протягивай ножки», а не жить по другой, не совсем приличной: «Нагой зад шляпой прикрывать».
Основные этапы приватизации госсобственности в РФ
I этап — с 1991 г. Чековый, или «ваучерный»: через аукционы, акционирование и т. д. приватизировано полностью или частично более 50% всех предприятий страны (к примеру ЗИЛ, ГАЗ, «Газпром» и др.).
II этап — с 1995 г. Денежная приватизация: через залоговые аукционы, где банки давали государству деньги под залог крупнейших предприятий, в частные руки перешли «Норникель», ЮКОС, ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», Новолипецкий металлургический комбинат и др.
III этап — с 2011 г. По озвученному чиновниками плану под частный контроль может быть отдана большая часть акций «Роснефти», «Русгидро», Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, «Совкомфлота», «Транснефти», «Объединённой зерновой компании», «Росспиртпрома» и др.