Главная » 2011 » Апрель » 1 » Почему в России такая дорогая "коммуналка"
Почему в России такая дорогая "коммуналка"
01.04.2011 13:35
Одно сплошное коммунальное вымогательство.
Высокие тарифы и несносная работа управляющих компаний - вот что больше всего беспокоит россиян в коммунальной сфере. А еще многих пугает чудовищный износ оборудования и сетей. К такому выводу пришли на «круглом столе» эксперты Общественной палаты, которые изучили результаты работы «горячей линии» по проблемам ЖКХ.
КАК БЕДНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
- Ситуация в ЖКХ становится одной из самых острых в социальной сфере. Ну разве что еще проблемы бедности и безработицы так же остро стоят, - убеждена Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по соцвопросам и демографической политике.
Жилищно-комму-нальное хозяйство России в глубоком кризисе. Власти говорят, что на приведение изношенных фондов ЖКХ хотя бы до приемлемого состояния требуется более шести триллионов рублей (это болше половины федерального бюджета России!). Более 60% основных фондов отслужили нормативный срок, а 40% жилья нуждается в капитальном ремонте. За отопительный сезон 2009/10 года в ЖКХ зафиксировано более 18,5 тысячи аварий. Это на 27% больше, чем годом раньше. А тут еще рост тарифов...
- На «горячую линию» Общественной палаты обращались люди, фактически обреченные, - прошли все круги инстанций и не нашли ответов на свои вопросы. Это крик о помощи! - не стесняется в выражениях Елена Николаева.
Из 4,7 тысячи обращений в Общественную палату почти половина про то, как отвратительно работают управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или жэки. Еще более 40% обращений - недовольство тем, как сильно выросли платежи.
ЦЕНЫ НА ГАЗ: +40%
По решению правительства в 2011 году рост квартплаты не должен был превысить 15%. Но в Общественной палате говорят, что люди жалуются на значительно более весомое увеличение расходов на «коммуналку» - до 40% в некоторых регионах. Правда, нарушений законодательства Федеральная служба по тарифам не нашла.
- Основная причина жалоб - низкая степень грамотности населения, - изложил свое видение проблемы Артем Медведь, зам. начальника управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам России (ФСТ). - Население стало больше потреблять услуг. Если я у себя дома установил теплые полы, то за дополнительный расход электричества необходимо платить, а не возмущаться.
Эксперты предлагают ввести расщепление платежей - обязать коммунальщиков подробно расписывать, из чего складывается тариф. Дескать, посмотрит собственник квартиры в жировку и сразу увидит виновного в росте платежа. Вот только такой детальный анализ пока что невозможен. Только 73% коммунальных организаций раскрыли информацию о формировании тарифов. Остальные не торопятся, возможно, потому что сразу станет понятным, кто же виноват в бессовестном и ничем не оправданном росте цен на «коммуналку»?
- В этом году электричество за счет закупок на свободном рынке подорожало до 40%, газ - до 20%. Как, по-вашему, в этом случае расходы на «коммуналку» населения могут вырасти только на 15%? - поинтересовался у представителя ФСТ мэр подмосковного Троицка, известный всей стране как знаток клуба «Что? Где? Когда?» Виктор Сиднев.
Федеральный чиновник неуверенно изложил, что другие статьи расходов раздуваются не столь большими темпами. А если и перекрывают 15-процентный потолок коммунальных платежей, то компенсируются дополнительными субсидиями из бюджета.
- А теперь я поясню, если вы не знаете, - не удовлетворился ответом Виктор Сиднев. - Удержать рост тарифов в рамках 15% возможно лишь за счет увольнения работников в тех же ДЕЗ, жэках и сокращения текущего ремонта. То есть за счет ухудшения качества обслуживания.
НУЖНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА
Эксперты Общественной палаты предлагают следующий вариант выхода из тяжелой ситуации. Для начала необходимо устанавливать ограничение на монополию управляющих компаний в ЖКХ. Чтобы появились реальные предпосылки для конкуренции. Следующее - поднять требования по уставному капиталу или ввести поручительство третьих лиц на весь объем оказанных услуг.
Это поможет прогнать жуликов из ЖКХ. Ведь сейчас как? Управляющая компания может быть с уставным капиталом в 5 тысяч рублей, при этом ее контракты - на миллиард рублей. Ну и как тут не своровать? Плюс необходимо ограничивать аппетиты федеральных монополий.
- Прекратить рост тарифов становится главной социальной задачей, - считает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. - Дальше, по всем расчетам, рост тарифов ЖКХ приведет к резкому снижению собираемости платежей за коммунальные услуги.
ВНИМАНИЕ!
Телефон «горячей линии» Общественной палаты по проблемам ЖКХ 8-800-700-8-800 (бесплатно).
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Светлана РАЗВОРОТНЕВА, руководитель центрального исполкома Всероссийского совета местного самоуправления: «ЖКХ необходимо объявить нацпроектом»
- У безрадостной картины в ЖКХ несколько причин. Первая - тотальное недофинансирование отрасли, которое существовало в течение многих лет. Это привело к чудовищному износу коммунальной отрасли в целом. Люди работают на оборудовании позавчерашнего дня. В таких условиях совершенно бессмысленно проверять обоснованность тарифов. Да, тарифы обоснованны! Ведь у котельной кпд не превышает 15%. Вторая причина - галопирующий рост тарифов естественных монополий: в первую очередь на газ и электроэнергию. Третья причина - собственники, с одной стороны, не хотят брать на себя ответственность за участие в жилищных отношениях, а с другой - и не обладают необходимыми знаниями...
Вопрос: что делать? При той запущенности ситуации, которая существует сегодня, без активной роли государства сделать ничего нельзя. Если в ближайшее время ЖКХ не будет объявлено главным нацпроектом, будем постоянно сталкиваться с техногенными катастрофами, уровень которых будет нарастать (не говорю о тотальном недовольстве населения).
Министерство регионального развития целый год обсуждает программу развития ЖКХ на 2010 - 2020 годы (да-да, именно с 2010-го), но документ до сих пор не принят. Причем если финансирование программы отдадут на откуп регионам, то ничего не изменится. В России всего пять бездотационных областей. Повесим на них еще модернизацию ЖКХ - можно сказать, что мы эту программу закрыли.
Пока муниципалитеты не получат возможность контролировать деятельность управляющих компаний, их вообще невозможно контролировать. У властей нет никаких рычагов воздействия на управляющие компании, кроме криминальных и коррупционных. Кроме того, необходимо внести поправки в законодательство для упрощения контроля граждан за деятельностью управляющих компаний.