Российские пользователи, привыкшие считать деньги, давно заметили, что цены на одни и те же программные продукты в России и в США зачастую отличаются на несколько сотен долларов не в нашу пользу.
В ответ на многочисленные обращения читателей, CNews решил разобраться в причинах столь значительной разницы на примере компании Adobe – производителе популярных программ Photoshop, Acrobat, Illustrator и др.
Для сравнения были взяты электронные версии Adobe Photoshop CS5 Extended и After Effects CS5. Стоимость каждой из них, при покупке через официальный сайт Adobe в США, составляет $999 (30 369 руб. по текущему курсу). Россия не числится в списке стран, жители которых имеют возможность приобрести продукты на официальном сайте Adobe, поскольку здесь компания прямыми продажами не занимается, а работает через партнеров. У одного из реселлеров, компании Softkey, стоимость этих лицензий (продаются онлайн, без НДС, без коробки) составляет 38 379 руб. Таким образом, разница в ценах между Россией и США достигает 27%.
Генеральный директор Adobe в России и странах СНГ Александр Потапов сообщил CNews, что эта разница складывается исключительно из наценки партнерского канала - дистрибуторов и реселлеров.
Цепочка выглядит следующим образом, объясняет Феликс Мучник, генеральный директор Softkey: разработчик устанавливает рекомендованную цену для своих дистрибуторов, а те, в свою очередь, учитывая налоги и предполагаемую маржу своих партнеров, устанавливают ее для продавцов. «Некорректно утверждать, что окончательную цену для конечного покупателя устанавливает партнер – то есть мы», - заключает он.
Александр Потапов подтверждает: дистрибуторам Adobe дает входную цену, а они, в свою очередь, определяют цену для реселлеров.
Дистрибуторов у Adobe в России три: Mont, DNA Soft и DynaSoft. В последнем CNews заявили, что цены в конкретной стране устанавливает именно Adobe, а проверить это предложили, зайдя, например, на британскую или французскую версию сайта компании. Действительно, в Великобритании After Effects CS5 продается по цене в 873 фунтов стерлингов (41 292 руб.).
«В США, России и Евросоюзе действуют абсолютно разные дистрибуторские прайс-листы, поэтому сравнивать цены у нас и в США - абсолютно некорректно и бессмысленно: они изначально по определению не могут быть одинаковыми или даже близкими», - утверждает Борис Аржаков, специалист по лицензированию продуктов Adobe компании DynaSoft. Но, по словам Александра Потапова, между Россией и США собственная цена Adobe отличается не столь значительно: в среднем не более 1-2%.
Источник в одной из компаний-дистрибуторов говорит, что их наценка на продукты Adobe не превышает 10%. Таким образом, стоимость Photoshop CS5 Extended с учетом маржи дистрибутора может составлять около 33 405 руб. Если это так, то почти 5000 руб. с продажи каждого продукта Adobe остается у реселлера – магазина, осуществляющего продажу ПО непосредственно покупателю.
Реселлеры согласны, что их маржа должна быть больше, чем у дистрибуторов. Но, по словам Виктора Алгазина, директора по продажам компании Softline, классическая схема предполагает, что дистрибутор имеет 3-5%, а на практике эта цифра может отличаться в разы. Маржа Softline применительно к продуктам Adobe, по его словам, составляет 8-10%.
Ситуация с ценами в России могла бы поменяться, если бы российское представительство Adobe занималось в России прямыми продажами. Таким образом, из цепочки формирования конечной стоимости исчезли бы два звена. Но, по словам Александра Потапова, пока у компании таких планов нет.
«Через партнеров работают практически все компании-поставщики ПО, - говорит он. - Adobe Systems - не исключение, такова бизнес-модель, принятая в мире, такова бизнес-реальность в настоящее время. Мы надеемся, что она скоро изменится».