Главная » 2011 » Июль » 8 » Почему не "работает" церковное крещение?
Почему не "работает" церковное крещение?
08.07.2011 20:21
С начала девяностых годов прошлого века мы стали свидетелями массового
явления – крещения в церкви. Многие стали участниками этого «движения».
Уже достаточно сказано о социальных и психологических причинах этого
явления – утрата веры в привычные социальные ценности, необходимость
чувствовать связанность с чем-то значительным, потребность во что-то
верить и т.п.
Несмотря на массовость, каждый участник этого «движения»
связывал с принятием крещения что-то свое личное, пусть смутные, но
все-таки надежды на лучшую жизнь.
Основания для таких надежд
находятся не только в естественном стремлении человека к жизненному
благополучию, но в церковной догматике: «Крещение есть Таинство, в
котором верующий … умирает для жизни плотской, греховной и возрождается
Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Православный катехизис, п. 285).
Прошло
много времени с того момента, и уже можно подводить итоги. Что дало
крестившемуся человеку его крещение? Привело ли оно к улучшению жизни
человека? На основе своего двадцатилетнего священнического опыта могу
уверенно сказать: «Нет, крещение не «работает», не дает улучшения жизни
человека».
Конечно, есть исключения. Но они связаны в большей
степени с радикальным изменением привычной жизни человека, чем с его
внутренними изменениями. Например, мать потеряла ребенка и после
крещения полностью погрузилась в выполнение бесконечных церковных
предписаний. Это, конечно, отвлекает от горя, и в этом смысле можно
говорить о пользе крещения и церковной жизни.
Крещение в церкви
наших современников продолжается и сегодня, правда, не столь масштабно,
как в девяностых годах. И поэтому важно понять, почему не «работает»
крещение. Где же обещанная «духовная и святая» жизнь? Что можно сделать,
чтобы крещение приводило к улучшению жизни человека? Для ответа на эти
вопросы воспользуюсь своим опытом практикующего психолога.
С
психологической точки зрения, крещение – это инициация, переводящая
человека в новое состояние и дающая ему жизненные ресурсы в этом
состоянии. В настоящее время примеры подлинных инициаций мы находим, как
правило, только в сохранившихся архаических культурах. Например,
инициация мальчика в число воинов племени или инициация девочки в
девушку, готовящая её к замужеству. Для этих инициаций характерны
тяжелые физические испытания, вызывающие глубокие и сильные переживания.
Можно сказать, даже необходимое физическое и эмоциональное потрясение,
которое на время инициации полностью овладевает человеком. Для чего это
нужно?
Как уже говорилось, инициация – это психологический ритуал
включения человека в новую, качественно иную, жизнь. Чтобы это
«включение» произошло эффективно, по-настоящему, необходимо опираться на
уже существующий жизненный опыт человека. Этот опыт есть у всех людей –
это опыт рождения, опыт нашего появления на свет. Рождение является для
ребенка и физическим, и эмоциональным стрессом, даже при нормальных
родах. Меняется тип питания, дыхания, температурный режим, меняются все
ощущения, прохождение через родовой канал вызывает сдавливание тела
младенца и заставляет непривычно работать его мышцы. Травма рождения
хорошо описана и изучена еще в начале прошлого века (например, Отто
Ранк).
Неслучайно ритуалы инициации имеют символику погружения в
матку (пещера, тесная хижина, купель) и символический выход из неё. Это
всегда вызывает недоумение у взрослого человека, даже у современников
Христа: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар?
Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
(Ин.3, 4). Да, «может», если захочет родиться для новой жизни. Очевидно,
что для этого необходимо соединение двух составляющих: сильного
эмоционального переживания, похожего на наш опыт рождения, и осознанного
представления о той новой жизни, в которую он рождается. Соединение
этих компонент в обряде инициации дает новую жизнь и ресурсы для её
проживания. Об этом говорит и Христос: «… истинно, истинно говорю тебе:
если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие
Божие»(Ин.3,5).
Что мы имеем в современной Церкви? Во-первых,
священники не готовят крещаемых к эмоциональному переживанию нового
рождения, «рождения от Духа» (Ин. 3,6), потому что сами не знают, что
это такое. Да и зачем это делать? Народ и так покупает эту услугу.
Во-вторых, сам народ не знает, во что он крестится, а Церковь не
объясняет. Зачем объяснять, если они и так крестятся? Вот поэтому
Крещение и не «работает» – не дает человеку желаемой трансформации
жизни, её улучшения.
Предвижу возражения религиозных фанатиков:
«Как Вы смеете так думать? Разве Вы не знаете, что Крещение соединяет
человека с Церковью Небесной?» Да знаю, что соединяет. Но человек платит
в Церкви земными рублями, а не «небесными». А земные рубли достаются
большинству тяжелым трудом, и человек вправе за свои заработанные деньги
получить от Крещения хоть что-то в этой земной жизни. Но, увы, ничего
не получает. Вот и приходится нам, психологам, «доделывать» то, что не
делает Церковь.