Как подсчитало агентство Vizeum, 66% времени на 16 основных российских телеканалах отдано под всевозможные развлекательные программы — сериалы, ток-шоу, игры.
Спорту выделили 4% эфира, меньше достаётся только политическим и познавательным программам. Почему россиян вдруг обуяла жажда развлечений?
В проблеме пытается разобраться социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
Вечный праздник
— Из 500 занятий в жизни российских людей просмотр телевизора находится на первом месте. На это они тратят времени больше, чем на труд, общение в семье и заботу о здоровье, вместе взятые.
Но почему столь остра сегодня эта потребность в развлечениях? Зрителю развлечение даёт некое состояние праздника, ощущение того, что за окном всё не так уж и плохо. Для власти это возможность сделать так, чтобы у человека не хватало времени переживать и обсуждать жизненные драмы. Приведу пример. Самые влиятельные персоны нынче — Иван Ургант и Сергей Светлаков. Их юмористические программы выполняют ту функцию, которую в СССР выполняла 16-я полоса «Литературной газеты» — с её остросатирическими выпадами против советской действительности. Но всё более или менее острое сегодня вызывает пристальное внимание не только зрителей, но и политической власти — ей очень важно, чтобы ничего серьёзного эти парни в своих передачах не обсуждали.
Чтобы всё сводилось к подколкам. На мой взгляд, «Прожекторперисхилтон» и подобные ей программы — это большой свисток, через который можно выпускать смысловой пар. Говорили откровенно? Откровенно! Ярко? Да! Остро? Конечно! А что в итоге, что осталось в памяти? Да ничего! И вот эта гигантская пустышка, имитация критики всех устраивает.
Сейчас идёт много разговоров о грядущем переходе каналов на цифровое вещание. О том, что зритель наконец-то сможет выбирать ассортимент каналов на свой вкус. Но на «цифру» перейдут прежде всего федеральные каналы, именно они останутся в бесплатном доступе. А значит, на экране по-прежнему будут царить бесконечные сериалы, скандальные ток-шоу и т. д., а всё умное, острое, познавательное смогут посмотреть только те, кто захочет заплатить за это деньги.
Отстаём от Европы
Что же получается? С одной стороны, нам не устают рисовать светлое будущее с инновациями, модернизациями и т. п. А с другой — открывают все шлюзы перед этим потоком развлечений. Возникает вопрос: так чего же хочется больше? Понимают ли люди, сидящие наверху, что конкурентоспособными на мировом рынке могут быть только думающие, тревожащиеся, разбирающиеся в сути любого дела люди? А чтобы в стране таких было большинство, не «скандалы, интриги, расследования» надо поощрять, а познавательные передачи.
Но вдруг они, неравнодушные, размышляющие, устроят дискуссии? Острые и нелицеприятные? Или по-настоящему задумаются о чём-нибудь важном?.. Знаете, я всегда исхожу из правила, которое тысячи лет назад выработали шахматисты в Китае: ходом является передвижение фигуры по доске, а не слова, которые его сопровождают. Слова-то могут быть чудесные. А вот действия… Когда ни в одном сериале художник, учёный или честный бизнесмен не являются героями, если бизнесмен и появляется в сюжете, так только для того, чтобы заказать партнёра, тогда становится понятно, что прекрасные слова мало пересекаются с реальностью.
Так что, пока российские каналы будут жить за счёт рекламы, ничего в телеэфире, а следовательно, и в головах не изменится. А ситуация эта далеко не так безобидна. Люди, «вскормленные» на развлекательных форматах, не способны надолго удерживать в голове серьёзную информацию, они очень терпимы к насилию, не отличают психологию нормального общества от психологии зоны. Мы получим людей, для которых понятие «хорошо устроился» важнее, чем «я умею хорошо делать то или могу придумать это» и т. д.
Такое формирование сознания миллионов основным культурным институтом страны (а телевидение на сегодня им, безусловно, является) будет способствовать нашему отставанию не только от европейцев, прибалтов, но завтра и от некоторых наших соседей по СНГ. Процесс опустошения ведь, как известно, бесконечен.