Новое федеральное постановление, которое задумывалось с благими целями и должно было упростить для граждан процедуру регистрации по месту жительства и снятии с учета на деле может обернуться очередным полем для мошеннических сделок по незаконной временной регистрации в квартирах граждан с помощью сайта ФМС. В самой ФМС уверены в высоком уровне защиты своего сервиса.
С 1 января 2011 года вступило в силу постановление правительства России № 885 «О внесении изменений в правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ». Этим постановлением предусмотрена упрощенная процедура регистрации граждан России по месту их пребывания (временная прописка).
Теперь россияне, в теории, не обязаны стоять в очередях: им достаточно заполнить бланк на сайте ФМС, введя адрес и паспортные данные владельца квартиры, после чего прийти в паспортный стол и получить штамп в паспорт. При этом владелец квартиры будет уведомлен о желании некоего гражданина прописаться у него лишь по почте в течение трех дней. Если за это время владелец не опротестует регистрацию, она считается действующей.
Однако, жители северной столицы уже столкнулись со случаями мошенничества по оформлению временной регистрации, и теперь в паспортных столах Петербурга образовались гигантские очереди желающих написать заявления, в которых стоит требование не регистрировать в квартире никого без согласия владельцев, что в принципе и позволяет делать новый закон. Оказывается, в Санкт-Петербурге уже были первые случаи обнаружения в своей квартире незнакомых «постояльцев».
Прописка без спроса
«Позавчера ко мне явился человек восточной внешности, который предъявил мне временную регистрацию по моему адресу. ФМС говорит, что отправляло решение, которое не было опротестовано в течение 3 дней. Люди, подскажите, что делать дальше?»— пишет на одном из популярных петербургских форумов пользователь Елена.
Согласно новому постановлению, если владельцы жилья не хотят, чтобы без их ведома в их домах прописывались посторонние, предполагается, что они должны написать соответствующее заявление в паспортный стол своей жилконторы. Это заявление регистрируется и вносится в базу данных ФМС. После чего— при условии добросовестности сотрудников ФМС— появления у вас в доме новых «постояльцев» можно не опасаться. В противном случае велика вероятность неконтролируемого увеличения числа прописанных в квитанциях по квартплате, говорят юристы.
Как считает адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Ирина Иванова, это нововведение открывает широчайшее поле деятельности для злоумышленников и грозит не только ростом квартплаты, но и возможностью совершенно легального проникновения посторонних лиц в жилье граждан без их ведома, ведь не секрет, что на рынке и в Санкт-Петербурге, и в Москве продается множество баз паспортных данных граждан. Получить выписку из единого госреестра прав на понравившуюся квартиру, в которой будет указано ФИО ее владельца, тоже несложно, как и получить по факту желанный штампик в паспорт.
Ну, а потом, в отсутствие хозяев можно вызывать МЧС и на законных основаниях взламывать замок— оказывается, временная регистрация является достаточным основанием для проникновения в жилище. Ну, а потом, когда новые «жильцы» поменяют в вашей квартире дверь, уже хозяевам придется доказывать, кто настоящий владелец и какие ценные вещи были в их квартире.
Единственным вариантом защиты жилья от непрошеных гостей, по мнению питерских адвокатов, является заключение договора с охранной фирмой по охране квартиры: в договоре с фирмой собственник жилья должен указывать круг лиц, имеющих право проникновения.
Заколдованный круг
Блогеры уже начали обсуждать новое постановление в сети. Так, Матвей Цзен, адвокат, депутат муниципального собрания МО «Покровское-Стрешнево», член Русского общественного движения, пишет, что регистрация сегодня понимается милицией как право проживать в квартире. «И проникать в нее— в том числе и насильственно. Практически это будет выглядеть так: к вам в дом заявятся десять приезжих из Чечни или Дагестана и будут у вас жить. И вызывать милицию бесполезно — регистрация у нас отменяется лишь по решению суда. А если учесть, что вам придется доказывать фальсификацию вашей подписи в арендном договоре (причем многие эксперты не берутся делать заключений на основании одной закорючки) — то за время „законного" пребывания у вас в доме гости могут сделать из квартиры что угодно»,— предупреждает он.
«Придут дагестанцы. Вы вызовете ментов. Дагестанцы покажут бумагу с законной регистрацией по этому адресу. Милиционеру этого достаточно и он уходит. Вы бежите в ФМС отменять регистрацию. С вас просят справки, что вы хозяин квартиры. Вы собираете справки и регистрацию дагестанцев снимают. Вы приходите домой, где уже три дня живут дагестанцы. Вы вызываете милицию. Дагестанцы показывают бумагу, в которой указано, что они зарегистрированы. Милиционеру больше ничего не надо и он уходит. Адвокаты советуют подключать приставов. Но надо обратиться в суд. Вы собираете бумаги для суда. Дагестанцы уже месяц живут в вашей квартире. Начинается суд. Суд выдает предписание на выдворение дагестанцев. Приставы выдворяют дегестанцев. Вы один в квартире. Раздается звонок и в квартиру заходит шестеро ингушей...» — описывает возможную проблему в своем блоге один пользователь.
Благими намерениями
Московские юристы оказались не столь сведущи в данной проблеме. Так, юрист Олег Сухов, возглавляющий одноименное юридическое агентство по защите жилищных прав граждан, сообщил GZT.RU, что впервые слышит такую информацию и, по его данным, желающие зарегистрироваться должны приходить в паспортный стол и писать заявление.
Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» компании «Вегас Лекс» Игорь Чумаченко полагает, что орган ФМС все равно обязан уведомить владельца жилья и только с его согласия проводить регистрацию других граждан в квартире. «А вот „вытурить" нежелательного жильца вам уже придется через милицию— одного заявления в паспортный стол будет недостаточно, если человек будет уже зарегистрирован. Такой формат заселения вообще может привести к увеличению криминальных случаев и краж. А владельцу потом придется доказывать, что он взял не чужое, а свое. Ситуация может быть доведена до абсурда: казалось бы, намерения при принятии закона были благие, а результаты могут быть плачевными»,— считает Игорь Чумаченко.
«И очень даже просто»
Впрочем, как объяснил руководитель пресс-службы ФМС России Константин Полторанин, подобные рассказы о криминальных случаях заселения— это больше случаи «из мира фантастики». «Если говорить о постоянной регистрации, то в этой процедуре ничего не изменилось. Что касается временной регистрации, желающий зарегистрироваться должен заполнить специальный бланк, подписать его у собственника жилья, указать его паспортные данные и получить личную подпись.
Этот бланк он может лично сдать в отделе ФМС, а может отправить его по почте. Даже если он оформляет прописку с помощью сайта „Госуслуги", он и там должен зарегистрироваться, отправить свой ИНН, получить активатор для активации личного кабинета— в общем, совершить ряд действий, подтверждающих его личность, и вести переписку с нами. За безопасность портала „Госуслуг" отвечает Минкомсвязи, который гарантирует, что созданная ими система работает»,— рассказывает Константин Полторанин.
По его словам, если хозяин квартиры по каким-то причинам не видел уведомление о регистрации жильца и не опротестовал его в течение трех дней, то достаточно его письменного заявления, чтобы этого человека с регистрации снять. «Это противоречит тому институту, который работал ранее. Вот тогда действительно были реальные факты, когда на один адрес регистрировались по 15–20 человек. Однако даже если регистрация будет постоянная, она не дает права собственности и без собственника никто в жилище проникать не будет.
Мы не даем временно регистрирующимся собственность. Эти понятия давно разделимы, поэтому уже давно стоит вопрос об изъятии штампа о регистрации из паспорта. Потому что он не нужен, или вместо него нужно тогда ставить какой-то штамп о собственности»,— говорит Полторанин.
В проблемных случаях вроде незаконного проникновения, по словам Константина Полторанина, несчастному владельцу жилья действительно придется судиться. «Если собственник жилья обнаруживает через паспортный стол, что у него в квартире кого-то прописали, ему придется обращаться в суд, как всегда и происходило, когда ИРЦ и паспортный стол кого-то прописывали, а мы только ставили штампы. А бедному собственнику приходилось опротестовывать эти действия в суде и ждать месяцами его решение»,— заключает Полторанин.