Как общественность может реально помогать улучшению дел в школе?
Примерно к пятому году модернизационных изменений в российском образовании стало ясно, что ключевая фигура провозглашенной новой школы - все-таки учитель.
Если до этого была задача построить новые школы, отремонтировать старые (или хотя бы туалеты в них), позже - завезти в школы электронное оборудование (или хотя бы просто подержанные компьютеры), то сегодня нет сомнения уже ни у кого, что в центре всех преобразований стоит учитель.
А значит, его надо переучить, доучить, а то и исключить из образовательного процесса.
Чтобы в школе остались лучшие педагоги, процесс оценки качества труда учителя решили хоть каким-то образом формализовать. Возникли критерии этой самой оценки. Они потребовали много бумажной работы. Пошли жалобы учителей. Но чего не перетерпишь ради хорошего дела! За чадами теперь не только следят учитель и родитель с электронным журналом и дневником, но и всевидящий старший брат. Камеры с избирательных участков перекочевали частично в школы.
И все равно больших сдвигов в качественном составе учительства не произошло. И в учебе детей - не случилось. Пример - пробный ЕГЭ по математике, который показал, что количество двоек не то что не уменьшилось, а еще и возросло по сравнению с прошлым годом. Можно говорить, что система еще просто не сработала. Попробуем все-таки подсмотреть, что происходит в других странах, испытывающих те же самые проблемы, что и мы.
«В Чехии было то же самое, - рассказал мне известный в Чехии директор государственной школы в пригороде Праги Кунтарицы Вит Беран, - правительство затеяло реформу, бюрократы написали какие-то программы, действуйте, учителя, спасайтесь сами. И мы пробовали вслепую, щупали дорогу в разных направлениях. Помощь пришла откуда ее и не ждали. От частных лиц. Семья Кельнер - известных в Чехии миллиардеров - предложила общественности два проекта. Один из которых касается помощи обездоленным и талантливым детям «Оpen gate», а второй - учителям. «Помогаем школам прийти к успеху!» - вот так незамысловато по звучанию и с результатом».
Суть этого проекта, как рассказал директор Беран, заключается в том, что учителям помогают выбраться из трясины на сушу. Для этого в каждую школу, которая попадает в проект, направляются консультанты. Мало того что это особенные люди, которые проходят специальный отбор. Как правило, они соединяют в себе еще и несколько профессий.
Вроде бы кое-что российскому учителю звучит знакомо. У нас в школах давно уже есть свои учителя-методисты. Целые методические объединения. Тем не менее в Чехии все по-другому: от самой работы, когда консультант действует, не умаляя достоинства учителей, до конкретного конечного результата данной школы.
Сложная и многогранная работа этого консультанта сродни работе менеджера, которого приглашают для разрешения кризисной ситуации на предприятии. Только в данном случае подключите еще и специфику сложного школьного коллектива.
Консультанты способствуют созданию благоприятной психологической обстановки в учительском коллективе, знакомят с новейшими методиками преподавания учителей, с новыми тенденциями в образовании, помогают учителю найти подход к ученику, перекинуть мостик к общению с родителями и т.д.
Например, в школе Вита Берана думали над тем, как привлечь родителей к участию в школьных делах. Решили, что родителям класса нужно больше неформально общаться. Сегодня, когда доступны электронные виды связи, встает, как ни странно, очень остро вопрос нормального человеческого общения.
В школе Берана сделали на территории учебного заведения кафе, где родители могут не только скоротать время за чашкой чая, но и прослушать какую-то тематическую лекцию, а позже подискутировать на важную тему.
Или в школе думали над тем, как избежать формальности при проведении мероприятий. Сами школьные или даже городские мероприятия - это неплохо, считает директор Беран. Они формируют культурную среду школы, сближают коллектив. Плохо, что их часто проводят для галочки. Родители и дети придумали, например, провести «Ночь с Андерсеном». Дети принесли спальные мешки и остались на ночь в Историческом музее, где им читали произведения Андерсена.
На тот момент, когда я был в школе Вита Берана, там проводили неделю с иностранными студентами. Ее тоже придумали родители. Списались с организациями, занимающимися студенческими обменами. И в школу на неделю съехались студенты разных вузов с разных уголков мира. Они приготовили свои презентации для детей разного уровня и провели их. Все презентации шли на английском языке (школа языковая), рассказ студентов о своей стране был достаточно эмоциональным.
Например, бразильский студент, урок которого я посетил, рассказал о своей стране через танец. Получилось забавно, образно и наглядно. Я, кстати, тоже кое-что новое узнал о бразильцах. В школе Вита Берана я подсмотрел еще, как проводят уроки в начальных классах. Дети, устав сидеть за партой, вместе с учителем перемещаются на ковер, лежащий посреди классной комнаты. Садятся кружком вокруг учителя, и урок продолжается. Дисциплине это, кстати, совсем не мешает.
Помимо проекта «Помогаем школам на пути к успеху» школа Берана участвует еще в нескольких. Все они предложены различными чешскими и совместными с зарубежными фондами организациями.
«И в этом нет ничего плохого, - убежден директор из Кунтарицы, - одному государству школы не вытянуть. Мы сами выбираем программы, которые нам действительно помогают меняться к лучшему».
интересная тема.хотя весьма противоречива если быть точным.ведь не секрет что программы не могут быть сделаны так чтобы подходили всем и каждому!поэтому хотя специализация и необходима но все же норматив необходим как базовая установка!а затем уже каждый сам должен выбрать что именно он или она желает изучить! такое мое мнение.а ваше?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.