Конкурсы стартапов превращаются в окологламурную тусовку. Одни и те же мальчики и девочки с айпадами называют себя «стартаперами», не работают и хотят, чтобы им прямо в руки падали деньги. Известный ритейлер Дмитрий Потапенко делится впечатлениями о людях, которые просят у него миллионы.
Дмитрий Потапенко, предприниматель, один из инвесторов стартап-шоу «Премьера»
Я первый раз принимал участие в конкурсе стартапов. Да, я их видел, в том числе в регионах, их развелось безумное количество. Они давно превратились из реального поиска инвестиций, из бизнеса, в такую окологламурную тусовку.
Одни и те же мальчики и девочки с айпадами называют себя «стартаперами», не работают и только ходят потусовать, покрасоваться друг перед другом. Для меня портрет статапера – молодой лентяй, который хочет, чтобы ему прямо в руки падали деньги. Никто из них, закончив какой-нибудь чаще невнятный институт, не хочет подниматься снизу, они ждут халявы, чтобы сразу «менеджером проекта». После стартап-шоу эти «пионеры», насобирав визиток, засыпают письмами: «Я, в общем, ничего не умею, возьмите меня к себе учиться на зарплату от 50 тысяч рублей». Для меня как для предпринимателя это сразу клеймо: дармоеды.
Что такое, на мой взгляд, стартап в его нормальном понимании? Это не какие-то «идеи» на бумаге, которые на самом деле без реализации и опыта не стоят ничего. Это значит, что человек поработал на постоянной работе, у него есть свой опыт, причем именно в этой конкретной отрасли, у него есть клиентура, которую он знает, есть понимание этого рынка. И потом он вносит какие-то изменения в услугу или сервис, которые делают продукт удобнее – причем не просто «красивеньким», а именно удобным клиенту. Стартап должен думать в первую очередь о клиенте и о рынке сбыта. Ключевое именно это. А получается, что за рюшечками и фишечками, которые красиво смотрятся в презентации, именно самого необходимого чаще всего и нет.
Я был вице-президентом по инвестиционному развитию в банке, и меня как инвестора просто поразило, насколько у пришедших стартаперов каша в голове. Они бы один раз с так подготовленными документами попробовали хотя бы потребкредит тысяч на 100 взять. Нет, там они понимают, что банк их завернет. А здесь они не стесняются просить миллион долларов так, между делом, не подготовив нормальный бизнес-план. Я считаю это просто оскорбительным по отношению к работающим предпринимателям, которые за каждую сотню в банке вынуждены бороться.
Парень был совершенно не готов объяснить, зачем ему деньги. Для начала он даже не смог определиться, будет он производителем или будет работать на рекламном рынке и продавать услугу. При этом реально рынок не изучен. За те два года, пока они работают, уже можно было ногами оббежать все крупнейшие рекламные компании и всех основных рекламодателей и узнать, кто готов купить, за сколько, в каком количестве, есть ли вообще реальный спрос. А они при наличие действующего образца (который почему-то называют прототипом) не могут даже на нем заработать и получить повторные заказы. То есть либо это никому не нужно и не интересно, либо они уже доказали, что продавать они свой продукт не умеют. И конечно, совершенно аморальная сумма запрошена, реально им нужно в 50 раз меньше. Когда человек так смело относится к деньгам, он точно так же смело ошибется в рынке сбыта.
Пожалуй, единственный достаточно реальный бизнес-проект. Только это совершенно не стартап, это все равно что прийти с пакетом молока и предложить его инвесторам как нечто уникальное. Ничего нового не придумано, это все равно что я бы пришел на такое шоу с каким-нибудьсвоим магазином или столовкой. Продавцов асаи много, и клиенту совершенно не важно,произвели этот батончик вчера в Подмосковье или месяц назад в Бразилии. Я считаю, Марии не нужны деньги инвесторов. Она пришла показать себя и прорекламировать, у нее это неплохо получилось. Деньги ей могут быть нужны только для того, чтобы больше привезти и быстрее начать засыпать рынок. Я думаю, у нее и так получится, она работает.
Это самый сложный случай. Парень сам по себе молодец, он не сложил лапки, он не ждет, что само собой в его жизни что-то изменится. И не ждет, что все ему должны. Пока основная ошибка, что он не сконцентрировался на одном, простом и недорогом, но востребованном продукте. Его надо довести до ума, вывести на рынок и начать на нем дорабатывать. После съемки мы несколько раз переписывались с Ярославом, с его энергией и желанием добиться результата у него есть отличный шанс. С доработкой проект может быть жизнеспособен.
Меня как инженера сразу зацепило, что по сути этот проект не сильно отличается от первого. Это та же технология, только инверсионная. Возможно, есть образец (почему они его не принесли и не показали в деле, кстати?), и опять та же ошибка: есть работающий образец, который уже может делать графику, но вместо того чтобы на нем уже зарабатывать, они идут и просят не много не мало миллион долларов. А когда начинаешь считать, становится понятно, что нужно тысяч 600 рублей, от силы полтора миллиона. Это значит, что любая цифра, которую он показывает инвестору, может быть точно также взята с потолка.
Это вообще никакой не стартап, это просто человек приехал прорекламировать свой сайт и свои услуги по обучению фотографов. Ничего уникального он не предложил, аналогичных сайтов, собирающих не сравнимо большую аудиторию, много как у нас, так и зарубежных аналогов. Любой фотограф или новичок может найти то, что ему понравится. Пока он не смог вокруг себя собрать достаточно мощной тусовки. Это хобби автора, инвестору нет смысла в это вкладываться.
У нас активных пользователей мобильного интернета пока слишком мало. Тех, кто ходит со смартфоном и не жалеет денег на интернет, который пока еще и недостаточно быстро работает даже в столице, недостаточно. Пока у нас в менталитете людей сидит, что нужно живое общение с оператором. Любая «программа», любая «машина» обманет. Недостаточно массовый продукт. А на днях я получил письмо, где автор описал абсолютно аналогичное ПО, и он всерьез хвастается, что они получили чуть больше 200 заказов. Для такой услуги клиентура должна исчисляться тысячами и сотнями.
Не вижу рынка. У нас не Америка, институт домашних врачей не развит. За рамками столицы врачи карточки по-прежнему от руки заполняют, а тут их хотят заставить пользоваться технологиями, которые явно слишком дороги. То, что выдается сразу анализ на 100 инфекций – это существенный минус, потому что чаще всего нужно до пяти, получается, на все остальное впустую расходуется реагент. Тем более, что у нас нет в большинстве случаев и достаточно специфических лекарств, узконаправленных, этот же сельский врач, хоть пусть ему 1000 инфекций распишут, выпишет он все равно зеленку.
Общее впечатление от проектов – меня разводят на деньги. Ни одному предпринимателю или инвестору это не понравится. Все еще хорошо помнят историю, когда крупный предприниматель связался с такими «молодыми и резвыми», вложился в их проекты, а ребята купили себе по мерседесу и оставили инвестору только свои «идеи», перестав заниматься делом.