Уровень конфликтности в чисто женских или мужских коллективах зачастую выше обычного, выяснили исследователи из Высшей школы экономики. В таких отделах у сотрудников могут обостряться худшие черты характера, считают эксперты, хотя в реальности все неоднозначно.
Марина Семина, генеральный директор исследовательской компании «Виртуоз», 10 лет проработала в библиотеке. Женский коллектив (в ее отделе было 25 сотрудниц) — это всегда повышенный эмоциональный фон, рассказала Семина: на обычные «производственные проблемы» библиотекарши реагировали бурно, неконструктивно — и это сказывалось на эффективности подразделения в целом. Они разбились на группировки — не по интересам, а по принципу «против кого дружим».
Интриги или безалаберность
«Мы сидели в комнате, разделенной перегородкой: книги сначала поступали в левую половину, потом — в правую. Конфликты возникали по пустякам. Например, между "правыми” и "левыми” — по поводу очередности поступления книг, открытого окна или того, кто больше работает, — вспоминает Семина. — За дровами многие не видели леса и в отличие от мужчин приносили на работу личные проблемы: большинство сотрудниц были не замужем». Впрочем, позитивные моменты тоже имели место. «Нигде больше так дружно не отмечали праздники и дни рождения, как в том женском коллективе», — признает Семина.
Отдел или подразделение компании, где трудится более 75% сотрудников одного пола, можно считать гомогенным и не самым комфортным для работы и управления, считает Клим Легчаков из Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. «Именно в таких коллективах наиболее ярко проявляются негативные черты, которые традиционно считаются мужскими или женским, — уточняет Легчаков. — Срабатывает синергетический эффект, снимающий моральные барьеры».
Легчаков на собственном горьком опыте убедился в этом, работая сначала в одной из консалтинговых компаний большой четверки, потом — в банках, т. е. преимущественно в женских коллективах. Было слишком много сплетен, интриг — и это мешало работе, говорит он. Легчакову довелось поработать и в отделе, где было больше мужчин, там процветали завышенные амбиции, ненормативная лексика, безалаберность, поголовное нежелание заниматься рутинной работой.
Дурные черты
Весной 2011 г. Легчаков провел небольшое исследование, целью которого было изучить минусы и плюсы гендерного дисбаланса в трудовых коллективах. В нем приняли участие 150 российских руководителей и сотрудников российских компаний, преимущественно экономических специальностей. Ему помогали две коллеги, которые не по наслышке знакомы с темой: одна из них работала в строительной отрасли, где преобладают мужчины, другая — в офисе аэропорта, в окружении женщин. Выяснилось, что 57% участников опроса трудятся в коллективах с гендерным перекосом, рассказал Легчаков. И только 14% сказали, что мужчин и женщин в их отделе поровну.
Чрезмерная амбициозность, безответственность и неаккуратность — эти отрицательные черты считаются традиционно мужскими и наиболее ярко проявляются в подразделениях, где преобладают мужчины. Среди минусов женского коллектива участники исследования выделили склочность, конфликтность и завистливость. То есть когда люди одного пола собираются в одном отделе, все эти качества проявляются у них наиболее ярко, замечает Легчаков. При этом 20% респондентов признались, что у них на работе случались гендерные конфликты.
«В мужском коллективе причиной конфликта чаще становится стремление к конкуренции, соперничеству. Конфликт для женщины часто защитная реакция, стремление сохранить свое рабочее место», — отмечает Легчаков
К плюсам мужского коллектива участники опроса отнесли целеустремленность, надежность, рациональность, женского — коммуникабельность, исполнительность, доброжелательность.
В мирное русло
Руководителю отдела стоит учитывать некоторые особенности гомогенного коллектива, чтобы направлять энергию починенных в мирное русло. «В чисто женском коллективе бдительно следят за справедливостью распределения благ, вложения усилий, замечают моменты необоснованной близости сотрудника к руководству», — объясняет Виталий Новочадов, тренинг-менеджер компании «Мегаполис Санкт-Петербург». Причем особенно остро эта проблема проявляется, если начальник — мужчина, а подчиненные — женщины.
«Если справедливость, по мнению сотрудников, нарушается, возникает коллективная агрессия по отношению к сотруднице, нарушившей негласные правила», — говорит Новочадов. По его словам, в женском коллективе агрессия редко выходит на открытый уровень, как в мужском, она обычно бывает скрытовербальной или косвенной, проявляется в виде разговоров за спиной, бойкотов, сплетен.
«Издержки мужского коллектива — стремление к гласной или негласной социальной иерархии -»кто кого круче«, "кто в доме хозяин” и связанные с этим возможные проявления грубости, психологического и иногда даже физического давления, — отмечает Новочадов.
— Руководителю приходится четко следить за соблюдением правил игры и поддерживать отношения равенства и партнерства между подчиненными одного служебного уровня, не допуская, чтобы соревновательность выходила за рамки». Управлять мужским коллективом — значит удерживать баланс между командной работой и соревновательностью, чтобы сотрудники работали как упряжка лошадей, каждая из которых скачет с полной отдачей, но при этом в едином ритме и едином направлении, говорит консультант.
Разбавлять не стоит
Опытные руководители — интуитивно или осмысленно — при найме стремятся соблюдать гендерное равновесие среди подчиненных, делится наблюдениями Давид Шустерман, директор консультативной компании «Пятерка».
«Мне всегда больше нравилось работать с женщинами: они более реалистичны, нацелены на результат в отличие от мужчин, зачастую витающих в облаках и не имеющих четких целей», — объясняет Шустерман.
Целенаправленно разбавлять коллектив сотрудниками противоположного пола вряд ли стоит, особенно если нет понимания, зачем это нужно. «Зачем в традиционно женские отделы вроде бухгалтерии приглашать мужчину — только чтобы добавить тестостерона?» — хмыкает Алексей Ересковский, партнер консалтинговой компании Axes Management. Такой шаг может иметь и отрицательный эффект: соперничество в отделе только умножится.
Вообще, представление, что женский или мужской коллектив — это зло и работать в нем будет обязательно неприятно, скорее миф, убежден Ересковский: «Достаточно вспомнить, что ответа на вопрос, что лучше — совместное или раздельное обучение мальчиков и девочек в школе, — ученые и педагоги до сих пор не нашли».