Закончился ли кризис? Вопрос, конечно, интересный. Только однозначного ответа нет. Одни чиновники брызжут оптимизмом через край, похоронив кризис еще в прошлом году. Другие, более неторопливые в оценках, например, мой любимый министр финансов Алексей Кудрин, не спешат присоединяться к стройному хору поющих за здравие. И даже не исключают вторую волну.
И та, и другая стороны приводят аргументы, доказывая свою позицию. Но, к сожалению, ни один довод не является бесспорным. Не люблю устойчивые, заношенные выражения, но лучше не скажешь - у медали две стороны.
И каждый аргумент при правильном наклоне можно использовать как «за», так и «против». Все мы их и приведем, а уж какие вам ближе, решайте сами.
Первый признак - рост ВВП и промышленного производства. ЗА. ВВП уже с июня находится в положительной месячной динамике. То же можно сказать и об индексе промышленного производства. Этот показатель в январе 2010-го и вовсе увеличился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.
ПРОТИВ. Отдельные успехи по месяцам не говорят об устойчивом росте и выходе из кризиса. Главный ориентир - положительная поквартальная динамика по сравнению с прошлым годом. Увы, но пока она отсутствует. Кроме того, главной причиной кризиса в России стало падение цен на сырьевые товары. И именно подорожание нефти во второй половине 2009 года до неожиданных уровней послужило толчком для роста ВВП и промпроизводства. Ведь наибольшие успехи демонстрируют в основном добывающая и обрабатывающие отрасли. Но стоит нефти опять резко подешеветь, и все признаки оживления экономики моментально превратятся в признаки ее увядания.
Второй признак - оживление потребительского спроса. ЗА. Согласно статистике, в январе этого года несколько (0,3%) увеличился объем розничной торговли по сравнению с тем же периодом 2009-го. При этом несколько затормозился рост вкладов населения в банках. Это свидетельствует о том, что они перестали бояться последствий кризиса и начали тратить.
ПРОТИВ. Cудить по данным только одного января некорректно. На этот месяц пришлось существенное повышение пенсий.
Люди воспользовались прибавкой, чтобы побаловать себя в праздничные дни. Но очевидно, что на эти цели они потратились минимально. Судите сами, доходы пенсионеров в декабре выросли в среднем на 2,2%, а оборот розничной торговли - всего на 0,3%.
Третий признак - перелом на рынке труда. ЗА. Cамым важным показателем, демонстрирующим оживление на рынке труда, является не столько уровень безработицы, сколько создание новых рабочих мест. В этом смысле в январе 2010 года произошел перелом. Впервые с декабря 2008 года на работу было принято больше людей, чем уволено. Пока только на 13 тысяч человек. Но важно то, что 16,2% из них поступили на дополнительно созданные рабочие места.
ПРОТИВ. Только в январе полку безработных прибыло 500 тысяч человек. По последним данным, без работы сейчас сидят 9,2% граждан трудоспособного возраста. Как считают эксперты, по итогам года показатель может достичь 10%.
Четвертый признак - реальные доходы населения начали расти. ЗА. Реальные доходы населения по итогам 2009-го увеличились на 2,3%. А в январе 2010 года подъем благосостояния составил 7,1%.
ПРОТИВ. Доходы, конечно, выросли, но в основном из-за уже упомянутого повышения пенсий. Поэтому о выходе из кризиса это свидетельствовать не может. Если судить по реальным зарплатам (после вычета налогов), то они в прошлом году упали на 2,8%.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Экономические показатели простому, как это принято, человеку мало о чем говорят. Каждый из нас кризис измеряет своими приметами. Они, естественно, у всех разные в зависимости от возраста, пола, занятий. Возьмем, к примеру, меня. В стороне от кризиса остаться я, безусловно, не мог. Поэтому самая главная примета его наличия или отсутствия - количество упоминаний этой неприятности в моем, так сказать, творчестве. В самый пик, а это конец 2008-го - начало 2009-го, катаклизм был главным героем, движущей силой и основой статей, репортажей, колонок.
«Я под кризисом себя чищу», - мог сказать с полным основанием. Сейчас частота мелькания этого слова в моих заметках несколько уменьшилась. Бывают даже счастливые дни, когда и вовсе обхожусь без шести неприятных букв. Еще одна личная примета - путешествия, которые я обожаю, из-за девальвации стали менее доступными. Рублевая зарплата, переведенная в доллары, заметно снизилась.
Возможно, для кого-то такая примета покажется несущественной. Но, знаете ли, любое снижение покупательной способности - не слишком приятно и касается всех. Хотя бы из-за выросшего в цене импорта. Девальвация, слава богу, закончилась, и рубль сильно укрепился, но к докризисному уровню все равно не вернулся.
Съемное жилье в прошлом году сильно подешевело. В ходе продолжительной баталии с хозяином площади удалось сбить цену примерно процентов на 15. Реально было и на 30%, но, согласитесь, худой компромисс лучше бесплодного упрямства. Цены на арендованное жилье по-прежнему радуют квартиросъемщиков и огорчают квартиросдатчиков. Конечно, это имеет и обратную сторону. Ведь почему цены на жилье упали? Потому, что снизились зарплаты. Но меня эта неприятность миновала. Вот и пользуюсь с удовольствием плодами кризиса. Впрочем, из-за него проклятого в ближайшее время на повышение зарплаты рассчитывать не приходится.
Если суммировать, то кризис, как и эта снежная зима, все еще пытается задержаться, оставляя в нашей жизни мелкие и не очень зарубки. Но в воздухе уже запахло оттепелью, и она неминуемо настанет. Надеюсь, что вместе с календарной весной.
ОПРОС Алексей КИТАЕВ, финансовый директор Бинбанка: - Пока я не замечаю, чтобы в поведении клиентов просматривались признаки окончания кризиса. Люди пока еще не готовы тратить. Наоборот, стараются каждый свободный рубль положить на вклад, пытаясь обеспечить себе подушку безопасности. Кстати, и отношение к кредитованию тоже носит антикризисный характер. Многие банки и рады дать взаймы надежным клиентам, но те осторожничают. Понятное дело, люди просто не уверены в перспективах из-за напряженной ситуации на рынке труда. А вдруг завтра останешься без работы? Как тогда платить? Но есть и позитивные сигналы. Например, люди опять начали с доверием относиться к рублю (это видно из роста рублевых вкладов) и к коммерческим банкам. Значит, общее понимание, что самое напряженное время ушло в прошлое, есть. Нет только уверенности в текущих перспективах.
Степан КРАСОВСКИЙ, безработный: - До кризиса я трудился маркетологом в крупной инвестиционно-финансовой компании. Получал 150 тысяч рублей в месяц, но в декабре 2008 года потерял работу. Сначала попытался найти другую, но быстро понял тщетность поисков, так как спроса на специалистов моего уровня и моих запросов не было. Поэтому оставил попытки и начал проживать накопленное. Примерно в середине прошлого года появилась возможность подработать внештатно. Знакомые начали опять запускать проекты (чем не положительный симптом завершения кризиса?), по которым я выступал консультантом. Что касается постоянной работы с привычным уровнем зарплаты, то пока перспектив не вижу. На рынке труда чувствуется переизбыток хороших кадров. Поэтому работодатели стали прижимистыми и капризными: нанимают специалистов на меньшие деньги и навешивают больше обязанностей.
Мария РАЩУПКИНА, генеральный директор турагентства «Имаго Трэвел»: - В самом начале кризиса, который пришелся практически на старт сезона зима 2008/2009 наше агентство, как и многие коллеги по туристическому бизнесу, ощутило спад продаж. Сначала клиенты эконом-класса решили обойтись без традиционного отдыха в период зимних каникул. Потом поменяли свое поведение и любители дорогостоящих путешествий. Вместо дорогих направлений - Сейшелы, Мальдивы, Доминикана, Таиланд - многие предпочли Египет. А вот сейчас я вижу признаки того, что кризис потихоньку заканчивается. Люди опять возвращаются к привычным маршрутам, не отказывают себе в дополнительном зимнем отпуске. Хотя, вероятно, под влиянием кризиса туристы стали более внимательно планировать свой отпуск, большое внимание уделяется списку услуг, входящих в стандартный турпакет.
Сергей АЛЕКСЕЕВ, бомбила: - Могу поделиться двумя наблюдениями. Где-то в начале 2009 года на дороге сильно поубавилось машин с региональными номерами. Пробок поменьше стало. А в последнее время, смотрю, опять появились тачки из Владимира, Твери и т. д. в большом количестве. Народ немного перевел дух, вот и потянулись регионалы в Москву. Кто-то - в магазины, а кто-то - подработать.
Ирина НЕЕЛОВА, хозяйка кафе при Музее изобразительных искусств: - Не могу сказать, что кризис закончился, если исходить из моих наблюдений. Но определенно люди избавились от шока. В начале кризиса, помнится, люди вообще перестали ходить в музей и в наше кафе соответственно тоже. Сейчас опять ломятся на хорошие выставки, заходят и к нам. Но клиентов все равно меньше, чем до кризиса. На первых порах многие из наших поставщиков или разорились, или объединились с другими. А теперь все старые поставщики вернулись. Некоторые после переоформления.