Сотрудники ФСО задержали журналистов за съемку на мобильный телефон кортежа Владимира Путина. По утверждению ФСО и ОВД, операторы не только вели съемку, но и «демонстрировали гениталии» веренице машин, в одной из которых мог ехать премьер-министр. Сами журналисты обвинения опровергают. Эксперты утверждают, что законных запретов на съемку кортежей нет.
Операторов телеканалов «Дождь» и Russian travel guide сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) и УВД задержали в ночь на среду. Как рассказал один из журналистов, Александр Федоров, он и его коллега Владимир Комиссаров стояли в полночь на автобусной остановке на Кутузовском проспекте. На их глазах сотрудники ДПС перекрыли улицу для проезда чиновников. «Мы увидели, что едет кортеж, и решили его снять на мобильный телефон, – вспоминает журналист Федоров. – Снимал для себя: это же необычно, как едет ночью огромная дивизия с включенными мигалками. Сделал один шаг на Кутузовский проспект, а на меня с другой стороны дороги начинает кричать человек (как позже выяснилось, сотрудник ФСО), чтобы не снимал и ушел с дороги».
После этого журналисты сместились на пересечение проспекта с Рублевским шоссе, откуда продолжили съемку. Через несколько минут, примерно в 00.10, когда кортеж уже проехал, к молодым людям приблизились автомобиль ДПС и черный Ford Focus с номерами серии «ЕКХ» (закреплена за транспортом спецслужб).
По словам операторов, к ним подошел сотрудник ФСО и обвинил их в том, что они «показывали свои гениталии проходящему кортежу».
«Началась ругань и спор, я достал свой телефон и начал все это снимать», – продолжает Александр Федоров. По его словам, сотрудник спецслужбы потребовал удалить запись проезда кортежа с телефона, журналист подчинился.
На автомобиле патрульно-постовой службы операторов отвезли в отделение ОВД «Фили-Давыдково». «В отделение приехали еще двое из ФСО, забрали телефон и флешку, на которой была запись ругани с ФСО и с гаишниками, которую также удалили», – говорит Федоров.
Журналисты прошли медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения. Анализ выявил в крови операторов 0,6 промилле алкоголя (примерно две бутылки пива).
В отношении журналистов сотрудники ОВД составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» (штраф до 2,5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток).
Журналистов продержали в отделении до трех часов дня, после чего отвезли в суд. «Там нас обвинили, что мы показывали гениталии правительственному кортежу, на замечания сотрудников не реагировали, – сообщил журналист Федоров. – В суде мы сказали, что этого не делали». Суд перенес заседание на 13 июля.
В ОВД «Фили-Давыдково» подтвердили, что операторов доставили в отделение за хулиганство. «Они снимали кортеж Путина, – сказал собеседник в ведомстве. – Они снимали и оголяли свои места. Фсошники их задержали, которые рядом стояли».
В ОВД добавили, что свидетелями хулиганства стали «топтуны». «Это сотрудники ФСО в гражданке, – уточнили на том конце трубки в полиции. – Когда проезжает кортеж, они охраняют общественный порядок, чтобы никто не стрельнул и ничего не сделал».
Между тем эксперты уверены: запрещать съемку кортежа, а затем требовать удалить запись неправомерно. «По закону сотрудники ФСО не могут запретить человеку снимать кортеж, – рассказал «Газете.Ru» известный фотограф, отстаивающий право на беспрепятственную съемку, Дмитрий Терновский. – Они могут попросить человека отойти в сторону, если сочтут, что человек угрожает или мешает охране объекта. Могут его задержать только при совершении правонарушении или когда угрожает безопасности охраняемого объекта. Стирать то, что было записано, они не имеют никакого права. Это собственность человека: он записал это на свободной территории».
В федеральном законе «О государственной охране» положений о запрете на фото- или видеосъемку нет.
Общество «синих ведерок», представители которого регулярно снимают автомобили с мигалками, также настаивают, что никаких законных запретов не существует. «Мы снимали машины у администрации президента, у Госдумы, у Совета федерации и на Кутузовском проспекте, – говорит участник «синих ведерок» Дмитрий Платонов. – К нам подбегали фсошники, требовали удалить фотографии. Но мы снимаем для собственных нужд, а с собственностью ничего не могут сделать. Имеют право только документы проверить. Потом они обычно говорят, что запретов на съемку действительно нет, но такую установку им дает начальство».
ФСО для комментариев в среду вечером оказалась недоступна.