Богатые не могут решить, в чем сохранять свои сбережения...
Паника на рынках, несмотря на усилия властей чуть ли не всех ведущих стран мира, продолжает править экономический бал. Рубль изо всех сил пытался укрепиться. Временами ему даже удавалось отыграть у доллара и евро по 10–12 копеек. Но все равно купить в московских обменниках доллар дешевле 30 с лишним рублей совершенно невозможно. В этих обстоятельствах рядовые граждане готовы поверить кому угодно, лишь бы сохранить свои сбережения.
Лидер партии «Правое дело» миллиардер Михаил Прохоров посоветовал рядовым держателям дензнаков весьма оригинальный способ сохранения своих сбережений — двухгодичные личные потребности обеспечить рублевыми запасами, остальное поделить поровну между долларом и евро.
Странная рекомендация. Почему не всю валюту держать в евро, раз Прохоров предложил срочно войти в еврозону? И как рассчитать двухлетние потребности вперед? Если кризис образца 2008 года на самом деле вернется, то в первую очередь придется сокращать все не самые важные личные расходы. И столько рублей может и не понадобиться.
К тому же надо учитывать еще один фактор. Сколько бы ни корили Федеральную резервную систему в печатании ничем не обеспеченных долларов (в 2008–2009 годах, по ряду подсчетов, таковых оказалось более $3 трлн.), сколько бы ни сомневались в финансовом благополучии США, все равно большая часть инвесторов пока ищет спасения именно в американских долларах. Конечно, можно вкладывать в золото или, например, швейцарский франк. Но при таком «золотом» росте (скоро тройская унция — 33,3 г — перешагнет исторический максимум в $1800) тратить личные сбережения на слитки или монеты себе дороже.
«Золотой» пузырь при таких ценах наверняка в ближайшее время с грохотом лопнет. А американские казначейские обязательства продаются даже по более дорогой, чем до начала последнего кризиса, цене. Так что инвесторы Америке верят. Но не Европе с их бешеными госдолгами. Поэтому хранить значительные сбережения в евро не так уж и безопасно. А тем более скупать их сейчас, когда они в московских обменниках зашкаливают за 42 рубля. Лучше подождать, когда ситуация хотя бы временно стабилизируется. Впрочем, для личных сбережений ни в одной валюте тихой гавани уже нет.
Может быть, стоит подождать падения цен на землю и недвижимость?
Кстати, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян продолжает настаивать на том, что основную часть своих сбережений необходимо держать в виде банковских вкладов в рублях. Конвертировать в иностранную валюту эксперт рекомендует только те объемы, которые могут понадобиться в самом ближайшем будущем, например, в командировке или на отдыхе.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Никита КРИЧЕВСКИЙ, научный руководитель Института национальной стратегии
— Можно ли уже говорить о второй волне кризиса?
— Если в ближайшие дни ситуация не нормализуется, можно будет уверенно говорить о возвращении финансово-экономического кризиса. Но в начале происходящих событий мы не можем констатировать вторую волну — вполне возможно, это просто неустойчивость, которая со временем может рассеяться. Так или иначе, мировая экономика сегодня вступает в новую фазу своего развития.
Причины — значительное давление государственных долгов, а также жесткая монетарная политика, проводимая на протяжении последних десятилетий. В целом же кризис 2008 года никуда не уходил — на протяжении последних трех лет он сглаживался массированными государственными вливаниями в финансовый сектор экономики. Эта политика доказала свою неэффективность.
— Что же тогда ожидает весь мир и, в частности, Россию, если мы действительно столкнемся с новой волной кризиса?
— Одним из немногих выходов из сложившейся ситуации для развитых стран является ускорение инфляции, иными словами — запуск печатного станка. Тогда в течение некоторого времени значительная часть государственных долгов обесценится, и через 5–6 лет, когда наступит пора их возвращать, сделать это будет существенно легче по сравнению с сегодняшним днем.
Для России такая политика будет означать следующее: девальвация рубля и рост цен как на отечественные, так и на импортные товары, уменьшение спроса, а также снижение котировок на основные экспортные товары — нефть, газ и металлы. Все это повлечет рост дефицита федерального бюджета и неизбежность применения таких инструментов, как еще большая девальвация национальной валюты, новые заимствования и повышение налогов. Такие же тенденции будут и в других странах, с той разницей, что последствия для них будут менее негативными.
— Как тогда стоит вести себя нашим гражданам? В какие валюты нужно переводить свои сбережения и стоит ли вообще это делать?
— Российскому потребителю следует доверять той валюте, которую он знает, а не японским иенам или швейцарским франкам. Если вы хранили свои сбережения в евро и долларах, оставайтесь в евро и долларах (но не в рублях — при всем нашем уважении к национальной валюте), разделив их в равных пропорциях. Сегодня больше половины всех вкладов в России — это вклады на срок от года до трех лет и более. То есть они являются средствами сбережения, и вложенные деньги завтра нашим вкладчикам не понадобятся.
В кризис главное не заработать, а сохранить. Рубль же будет плавно девальвироваться и дальше, особенно если мировые цены на нефть, от которой зависит более половины госбюджета, будут снижаться. Сегодня многие аналитики предсказывают снижение курса рубля на 15–20%. В реальности же девальвация национальной валюты может оказаться куда глубже.