Чарльз Николас Брэнсон - британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, которая включает в себя более 360 компаний, в том числе такие как Virgin Atlantic, Virgin America, Virgin Mobile и Virgin Active.
Перевод с английского Ольги Пономаревой.
На прошлой неделе мы объявили о запуске нового бизнес-проекта, который станет настоящим прорывом, поскольку речь идет о путешествии в жерло действующего вулкана. В пресс-релизе мы рассказали о планах использовать запатентованные передовые углерод-углеродные материалы для создания революционного аппарата VVS1, способного погрузить трех пассажиров в раскаленную лаву действующего вулкана. Мы анонсировали, что в первые три года исследуем пять наиболее активных вулканов мира.
Наша новая компания под названием Virgin Volcanic должна была встать в один ряд с такими смелыми исследовательскими проектами, как Virgin Galactic and Virgin Oceanic. Как и Virgin Galactic, новый проект должен был способствовать проведению важных научных экспериментов с целью мониторинга активности вулканов. Планировалось, что бур VVS1 будет питать тепловая энергия расплавленной лавы. И таким образом мы еще получим и возобновляемый источник энергии.
Я заявил, что в первую экспедицию в 2015 году планирую отправиться вместе с приятелями-«вулканавтами» – рэпером Уиллом Ай Эмом из группы Black Eyed Peas и актером Томом Хэнксом. Чтобы прояснить детали, в пресс-релизе приводился рисунок будущего аппарата-бура VVS1. И сообщалось, что проект поддержали несколько кинозвезд.
В заявлении были подсказки, например некоторая гротескность этого дерзкого начинания. Мы датировали пресс-релиз 31 марта, но на нем стояли выходные данные Республики Вануату, островного государства, где расположены самые активные из существующих вулканов. Время в Вануату отстает от гринвичского на 10 часов, так что фактически пресс-релиз был отправлен в Лондон 1 апреля.
Мы в Virgin подходим к шуткам со всей серьезностью. Наши дизайнеры, специалисты по PR и сетевым сервисам вкалывали в поте лица, чтобы в сжатые сроки собрать материалы для Virgin Volcanic. Многим наш тщательно продуманный розыгрыш может показаться напрасной тратой времени и сил, поскольку не сулит быстрой коммерческой выгоды, но я всегда считал важнейшими преимуществами для любой компании чувство юмора и способность не принимать себя слишком уж всерьез.
Эта шутка заставила людей улыбнуться и напомнила им о любви Virgin к приключениям. Во многих отношениях это куда эффективнее потока глянцевой рекламы. Чувство юмора выгодно отличает наши компании в сфере обслуживания клиентов, и это то, что соблазняет работать у нас потрясающих людей. Мы всегда пытались культивировать эти качества внутри компании частично из прагматических соображений. Поскольку мы предоставляем всем сотрудникам, включая тех, что работают непосредственно с клиентами, возможность принимать правильные решения. А не просто следовать генеральной линии компании.
Я устраивал розыгрыши на каждый День дурака с самого начала существования Virgin. Мы смешили людей, привлекали внимание к нашему бренду и напоминали сотрудникам о духе творчества нашей компании. Особенно нам удались три розыгрыша на космическую тему, которые поразили воображение людей. В 1989 году мы посадили неопознанный летающий объект вблизи аэропорта «Гэтвик». Вообще-то мы собирались приземлиться в центре Лондона, но ветер унес наш воздушный шар не туда. В 2008 году мы вместе с Google анонсировали проект колонизации Марса под названием Virgle. И в прошлом году мы заявили, что купили Плутон и намерены добиваться возвращения ему статуса планеты. Мы до сих пор получаем от людей комментарии по этому поводу.
Эти шутки ненавязчиво привлекают внимание общественности к свойственному Virgin духу первопроходцев. И привели к тому, что, когда мы впервые заговорили о проектах Virgin Galactic и Virgin Oceanic, некоторые СМИ утверждали, что это розыгрыши.
Эта традиция Virgin, возможно, косвенно причастна к созданию iTunes и iPod, которые по иронии судьбы в итоге свели на нет нашу сеть музыкальных магазинов Virgin Megastores. В 1986 году я подшутил над коллегами из музыкальной индустрии, рассказав в интервью изданию Music Week, что Virgin установила гигантский компьютер, в который мы закачали все доступные музыкальные треки. В тот момент мы готовились запустить Music Box, устройство, с помощью которого все меломаны, где бы они ни находились, могли бы загрузить любую композицию. Заголовок был такой: «Бомба Брэнсона. Конец музыкальной индустрии».
В то утро, когда вышла статья, многие музыкальные магнаты, включая Криса Блэквелла из Island Records, позвонили мне, умоляя не делать этого. А во время ланча я объявил, что это была первоапрельская шутка.
Стив Джобс говорил мне, что он тоже читал эту статью. А некоторое время спустя, когда он снова стал генеральным директором Apple, он подумал: «А почему бы не дать идее ход?» Мораль истории такова. Если вы собираетесь рассказать остальным, даже в качестве первоапрельского розыгрыша, какие изменения, по вашему мнению, могут произойти с вашей сферой деятельности в будущем, вначале убедитесь, что у вашей компании уже есть на этот счет бизнес-план. Иначе вы рискуете сами остаться в дураках.