Недавно ГАЗ порадовал неожиданной премьерой – грузовиком, оснащенным
электрическим двигателем. Основой последнего послужила обыкновенная
«Газель». Как создавали электрокар?
Устройство электрической
«Газели» относительно бесхитростно: нижегородцы выбросили громоздкий
бензиновый двигатель и установили компактный электрический моторчик.
Двигатель – 80-сильный асинхронный американский. Причем американцы
оборудуют подобными электрическими двигателями развозной транспорт –
компактные фургончики и грузовички. Поэтому трансмиссию, ненужную
маленьким заокеанским электрокарам, российским инженерам пришлось
сохранить. Что получилось?
Получился грузовичок, неспособный похвастаться выдающимися
характеристиками: максимальная грузоподъемность – 1200 кг,
преодолеваемое расстояние – 110 км (протяженность Московской кольцевой
автодороги – 107 км). Если аккумуляторы разрядятся, водителю придется
непросто – заменить энергоблок (несколько десятков батарей) невозможно!
А заряжаются аккумуляторы довольно медленно… Проблема? Отнюдь:
инженерам достаточно предложить механизм (например, простую тележку),
который позволит механикам автобазы заменять энергоблок полностью.
Тогда эксплуатация электрокара значительно упростится.
Предложенная конструкция несовершенна. Одновременное достоинство и
недостаток – отсутствие жидкостного охлаждения двигателя. Поэтому
возникает необходимость устанавливать дополнительные потребители
электроэнергии – электропечки, согревающие водителя и пассажиров.
Другой парадоксальный недостаток электрокаров – бесшумность. Да-да!
Массовое появление гибридов и электрокаров обязательно обернется
проблемами дорожной безопасности – пешеходу услышать приближение
подобного транспорта практически невозможно. Впрочем, сегодня наиболее
насущная проблема – отсутствие сервисов, которые обслуживают
электрические автомобили.
Предварительная стоимость электрического грузовичка, названная экспертами, – 1,5 млн руб.
Дорого!
Скажем, начальная комплектация бензиновой «Газели» значительно
доступнее – 360 тыс. руб. Но подобный транспорт пригодится мегаполисам,
способным выложить миллионы, чтобы разрешить проблемы экологии.
Посмотрим, что получится…
Характеристики ГАЗ-5101 «Электро»
Габариты:
длина, мм – 5480
ширина, мм – 2066
высота, мм – 2120
Кабина:
число дверей – 2
число мест – 3
Кузов:
внутренняя длина, мм – 3056
внутренняя ширина, мм – 1978
Двигатель – электрический Мощность, л.с. (кВт) при об/мин – 80 (59) при 5500
Крутящий момент, Н∙м при об/мин – 280 при 0-2000
Трансмиссия – 2-ступенчатая МКП
Подвеска:
передняя – зависимая (рессорная)
задняя – зависимая (рессорная)
Тормоза:
передние – дисковые
задние – барабанные
Снаряженная масса, кг – 2300
Максимальная масса, кг – 3500
Грузоподъемность, кг – 1200
Максимальная скорость, км/ч – 80
Пробег без подзарядки, км – 110
Время заряда батареи:
от специальной розетки, ч – 2,5
от стандартной розетки, ч – 7
Лишь бы эта хорошая задумка так и не осталась в виде единственного прототипа и кучи чертежей.