Если авиаперевозчик утратил или потерял Ваш багаж, то первое, что необходимо сделать, чтобы вообще начать процедуру его розыска, это написать перевозчику претензию в письменной форме.
Закон стоит на той позиции, что до тех пор, пока Вы не обратились письменно к авиаперевозчику той компании, с которой у Вас заключен договор, он как бы и не обязан искать Ваш багаж и считает, что Вас вполне устраивает та ситуация, что Ваш багаж утерян.
Поэтому, первое необходимое действие – это обратиться непосредственно в авиакомпанию. Представительство авиакомпании может находиться в помещении аэропорта или в офисе перевозчика. Также можно направить свою претензию почтой. Ваша претензия должна содержать требование к розыску Вашего багажа.
Срок для предъявления такой претензии, согласно воздушному кодексу, 18 месяцев со дня окончания воздушной перевозки. То есть даже если неприятная ситуация произошла у Вас, ну допустим, полгода назад, шансы на получение багажа или компенсации за его утрату еще не потеряны.
После получения соответствующей претензии, Ваш перевозчик обязан в течение 21 дня принять все необходимые меры по розыску багажа, найти его – в идеальном случае. В случае, если багаж будет найден, перевозчик по Вашей просьбе должен доставить его до Вашего места жительства или пребывания.
Для этого нужна выраженная в явной форме Ваша просьба, прозвучавшая не только устно, но и письменно. До тех пор, пока Вы не попросили Ваш багаж доставить до места Вашего жительства, багаж будет храниться у перевозчика.
Компенсация
Если в течение 21 дня Ваш багаж не был найден, и меры по его розыску ни к чему не привели, то Вы имеете право на денежную компенсацию. Она различна, в зависимости от того, отправляли ли Вы багаж с объявленной ценностью, либо без объявления его цены.
Если Вы отправляли багаж с объявленной ценностью, то в таком случае Вы получаете компенсацию ровно в сумме той ценности, которую объявили за место Вашего багажа.
Если, как это обычно бывает, Вы не объявляли ценность вашего багажа, а сдали собственное багажное место определенным весом перевозчику, Вы, согласно воздушному кодексу, имеете право на компенсацию, исходя из 600 рублей за килограмм веса.
Если же Вы заключили договор с иностранной авиакомпанией, то она не руководствуется правилами нашего российского воздушного кодекса. Отношения с иностранной авиакомпанией нужно строить, исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок». По конвенции, ответственность перевозчика рассчитывается исходя из 250 франков за килограмм веса.
Что важно знать?
Иностранные перевозчики часто пытаются спекулировать на различном размере ответственности между российским и международным законодательством и пытаются в некоторых случаях рассчитывать сумму компенсации, исходя из курса валют швейцарского франка к российскому рублю. На самом деле расчет компенсации совершенно иной.
Дело в том, что Варшавская конвенция, которой руководствуются иностранные авиакомпании в отношениях с российскими пассажирами, принималась в 1929 году.
В тот момент все валюты, в том числе и российский рубль, советский и франки швейцарские обеспечивались золотым запасом, и соизмерение валютных резервов происходило на основе золотого стандарта. Поэтому расчет суммы компенсации, которую выплачивает иностранный перевозчик, должен производиться путем конвертации в первоначальных рамках 29-го года в реальную стоимость золота, а позднее, исходя из конвертации полученной суммы, в золотом эквиваленте уже в нашу национальную валюту, то есть - российский рубль.
В таком случае сумма компенсации, которую Вы можете получить с иностранного перевозчика, будет значительно выше, чем 600 рублей за килограмм, которые предоставляет российский воздушный кодекс. Как показывают наблюдения, при правильном пересчете тех 250 франков, которые предоставляет Варшавская конвенция, Вы можете получить действительно адекватную компенсацию всех понесенных Вами убытков.
«Итак, если Вы вернулись из поездки и обнаружили, что Ваш багаж утерян, не выдается на ленте транспортера, либо выдан в поврежденном состоянии, то первое, что Вам необходимо сделать, это обратиться к представителю компании-авиаперевозчика, не к сотруднику аэропорта, не к техническому персоналу, а именно к представителю той компании, с которой у Вас заключен договор. И вручить представителю этой компании Ваше письменное заявление, в котором прозвучит Ваше несогласие с инцидентом, который произошел. Именно это уведомление, согласно воздушному законодательству, и является основанием для составления перевозчиком коммерческого акта», - сказал юрист общества прав потребителей Дмитрий Лесняк.
Если Вы такое уведомление не заявили, значит, Вы приняли багаж без замечаний, ну или вполне довольны тем, что Ваш багаж не появился. Помните, что все обязанности перевозчика по розыску багажа или по возмещению убытков возникают только с момента подачи претензий. Чемодан Вас обязательно догонит!
По статистике, чемоданы редко когда воруют. В основном - это ошибка системы регистрации, доставки или халатность сотрудников конкретного аэропорта. Если Вы остались без вещей во время поездки или не обнаружили своей чемодан по прилету домой – оформите заявление и запаситесь терпением, не тратьте нервы и ждите. Чемодан Вас обязательно догонит!
Напоследок отметим, что стопроцентную гарантию сохранности Вашего багажа не может дать ни одна авиакомпания в мире.
Поэтому, собираясь в поездку, необходимо иметь в виду следующие правила:
* Никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже.
* Если Вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор.
* В случае утери, повреждения багажа или недостачи вещей необходимо до выхода из зала прилета обратиться в Службу «LOST AND FOUND» авиакомпании для составления акта о неисправности при перевозке багажа. Важно составить письменное и наиболее точное описание потерянных вещей и указать номера багажных бирок.
* Письменная претензия должна быть предъявлена перевозчику немедленно по обнаружению вреда, но не позднее семи дней со дня получения багажа.
* Багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей.
* При утере багажа пассажир имеет право обратиться в авиакомпанию, если он нуждается в предметах первой необходимости: зубной щетке, зубной пасте или бритве.
* Снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок.
* Снабдите багаж своими контактными данными - адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно.
* Не набивайте сумки под завязку - они могут разорваться при транспортировке и Вы лишитесь части вещей.
* Не покупайте черный чемодан – найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы, и какой среди них Ваш – сотрудникам аэропортов придется разбираться очень долго. Лучше всего яркие цвета и запоминающиеся детали, которые Вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа.