Оградить инспекторов ГИБДД от хамства водителей предложил глава МВД России Рашид Нургалиев, выступая во вторник на совещании, посвященном результатам работы органов госавтоинспекции в прошлом году. По его мнению, это можно сделать при помощи фото- и видеокамер и диктофонов, которые милиционеры должны использовать, общаясь с автомобилистами.
«Нужно раздать инспекторам записывающие устройства как в западных странах, — считает министр. — Пусть записанные данные хранятся в архиве, а если возникнет какой-то скандальный вопрос, их всегда можно поднять и дать объективную оценку действиям как инспектора, так и водителя».
По словам Нургалиева, активное использование сотрудниками ГИБДД технических комплексов, наряду с ужесточением административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения, а также слаженной пропагандистской работы Госавтоинспекции и СМИ привело к сокращению показателей аварийности по всем параметрам.
Так, в 2009 году общее количество ДТП снизилось почти на 7% (203 603), число погибших — почти на 13% (26 084), а раненых — на 5% (257 034). Также сократилось число происшествий с участием несовершеннолетних и с особо тяжкими последствиями.
Борьба с пьянством продолжится
Кроме того, принесла свои плоды антиалкогольная компания, развернутая ГИБДД. На 9,4% уменьшилось число ДТП, совершенных пьяными водителями. В 12 326 таких аварий погибло 2 217 человек и еще 18 206 были ранены.
На проблеме пьющих водителей остановился в своем выступлении и глава ГИБДД Виктор Кирьянов. Он подчеркнул, что в текущем году необходимо тщательно проанализировать работу по профилактике пьянства на дорогах и практику привлечения к ответственности таких водителей, а затем выработать предложения по активизации этой деятельности.
Скорая милицейская помощь
Кирьянов обратил внимание собравшихся на некоторые проблемы, беспокоящие руководство ГИБДД. В их числе — система профессиональной подготовки инспекторов. По мнению главы подразделения, она требует изменений. Он отметил, что, несмотря на специально разработанную учебную программу и современную материально-техническую базу, качество преподавания пока не позволяет добиться серьезного улучшения в подготовке инспекторов. Поэтому приходится доучивать их уже в подразделениях.
Кроме того, сейчас ГИБДД совместно со специалистами Минздравсоцразвития готовят методологические рекомендации по обучению инспекторов оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Такая необходимость появилась после принятия 25 октября 2009 года соответствующего федерального закона, который предусматривает оказание первой помощи до прибытия медиков сотрудниками ОВД, Госпожнадзора, аварийно-спасательных формирований и служб, а также водителями.
По словам главного автоинспектора, уже проводятся совместные тренировки с сотрудниками Центра медицины катастроф и МЧС. «Участки автомобильных дорог закрепляются за медицинскими учреждениями, проводится их оснащение современным медицинским оборудованием, мобильными комплексами первоочередного жизнеобеспечения пострадавших в ДТП, — пояснил он. — На трассах круглосуточно дежурят специализированные трассовые и врачебные бригады. Аварийно-спасательные отряды быстрого реагирования оснащаются современными специальными средствами и автомобилями».
Также ГИБДД разрабатывает состав медицинской аптечки, которыми будут оснащены дорожно-патрульные службы.
Система прогнозирования аварий
Также, по словам Кирьянова, в 2010 году по всей стране будет внедрена информационная система, которая позволит фиксировать и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий. Она призвана решать задачи мониторинга и прогнозирования ситуаций в местах концентрации ДТП, выявлять причины и факторы их совершения. Эта система станет основой для оценки деятельности руководителей ГИБДД с точки зрения принимаемых ими мер в очагах аварийности.
Кроме того, Кирьянов предложил подумать о введении дополнительных вычетов по ОСАГО для тех, кто регулярно и грубо нарушает правила дорожного движения. «В России необходимо создать условия, чтобы нарушать правила дорожного движения стало просто невыгодно, — считает он. — Думаю, что свое слово в решении этого вопроса должно сказать страховое сообщество».