США давно позиционируют себя, как старшего брата. За последние несколько лет я что-то утомилась слушать с трибун различной высоты о том, что надо бороться с коррупцией.
Простор для деятельности, понятное дело, у нас огромный. Только за их словами пока дел не видно. Хватит уже говорить, что надо. Пора бы уже начать бороться. Тем более, как выяснилось вчера, борьба эта может быть весьма прибыльной.
Цена вопроса - 185 млн. долларов. Именно столько американское правительство получит в качестве штрафа и возврата незаконно полученной прибыли от германского автоконцерна Daimler. Интересно за что?
А за то (внимание), что давал в течение многих лет взятки чиновникам из 22 стран. США, что характерно, в списке отличившихся государств отсутствует. Зато присутствует наша великая и могучая родина. Вот и спрашивается, почему штраф за нашу коррупцию достанется американцам? И вообще, каким они, собственно, боком относятся к этой истории?
Вопрос, естественно, риторический, ибо США давно и с успехом позиционирует себя, если не как всемирного родителя, то уж как старшего брата однозначно. Им до всего есть дела, начиная от ситуации на Ближнем Востоке, заканчивая взятками в любой стране земного шарика. Впрочем, и формальный повод тоже нашелся.
В законодательстве прописано, что американские власти могут влезать в дела любого бизнеса, акции которого котируются на биржах США. Или у него есть доля в компании Соединенных Штатов. Какая дальновидность! Daimler не повезло. Он в течение почти 10 лет был основным акционером американского производителя Chrysler.
От него, правда, германская компания избавилась в 2007-ом, но вот только не смогла снять с себя пожизненную ответственность за то, что натворила в период владения Chrysler (обвинения во взятках относятся как раз к этому периоду). Что с полным основанием дало право США получить компенсацию за нанесенный моральный вред другим странам. А что же Россия, в которой непосредственно происходили все безобразия? Увы, но наши правоохранительные органы желанием распутать коррупционный клубок не горят. При этом, что американцы уже поделились с нашими правоохранительными органами важной информацией. Например, по их версии (опубликована в отчете о расследовании), наши чиновники получили от германского концерна и его российской «дочки» дорогие подарки и крупные денежные переводы через офшорные банковские счета.
По оценкам, мзда составила не менее 3 млн. евро. Да и схема вполне примитивна. Германский концерн элементарно платил откаты чиновникам за приобретение автомобилей для государственных нужд. Российские предприимчивые господа завышали цену на автомобили, а Daimler возвращал им разницу, деликатно называя ее скидкой. Американцы называют и ведомства, которые были замешены в этом деле.
Среди них очень серьезные ведомства и правительства нескольких регионов. Называть их до решения суда — дело голословное, да и наказуемое. Но будет ли суд?
Проблема в том, что наши правоохранительные органы, похоже, делом этим заниматься не намерены. Пока, во всяком случае, ограничились словесным пинг понгом. МВД выразила готовность подключиться к расследованию, если на то будет поручение Генпрокуратуры. А там и вовсе сослались на то, что Минюст Соединенных Штатов к ним за помощь в расследовании дела германского автоконцерна не обращался. Театр абсурда!
Получается, что дело о взятках, которые получали наши чиновники, необходимо в первую очередь американцам. А мы как бы и ни при чем. Хотя, с одной стороны, штрафы за взятки в условиях кризиса и дефицита бюджета оказались бы очень кстати. Да и громкое разоблачение банды коррупционеров могло бы показать народу, что власти слов на ветер не бросают и с разъедающей нашей страну человеческой ржавчиной борются.
Честно говоря, было бы еще понятно, если автопроизводители попали под амнистию. Признали свою вину, покаялись. Значит можно облегчить им наказание вплоть до полного помилования. Но только в деле о взятке всегда есть две стороны. И если покаявшегося дающего можно понять и простить, то по руке берущего надо обязательно дать. Показательно, публично и очень больно. Даже если это рука того, кого надо рука.