Исследователи из MIT получили новый материал для катода литий-ионных аккумуляторов, что ускоряет зарядку аккумуляторов более чем в 100 раз, пишет журнал Nature.
Открытие пришло с неожиданной стороны. Дело в том, что раньше ученые не могли понять, в чем причина низкой скорости перемещения ионов лития между электродами и, следовательно, медленной зарядки аккумулятора. Дополнительные исследования показали, что проблема в их маршруте: в эксперименте с кристаллом соли LiFePO4 (на фото, материал открыт пять лет назад) явно были видны конкретные точки входа и выхода ионов.
Ученые решили изменить свойства материала для катода. Они экспериментировали с долями фосфора и железа, а получившуюся смесь в течение десяти часов держали на температуре 600°С под аргоном. В результате нагрева получились идеальные шарики соли диаметром около 50 нм с покрытием из тонкой пленки (5 нм), похожей на стекло. В обычных условиях материал проявил себя нормально, но когда величину заряда увеличили с 2 до 200 кулонов, емкость электролита хоть и снизилась, зато скорость зарядки выросла в сто раз. При увеличении до 400 кулонов она выросла еще вдвое - до показателей, которые раньше наблюдались только у сверхпроводников.
В принципе, аккумуляторы с новыми катодами можно сделать прямо сейчас. Но существует большая проблема с огромными потерями энергии в процессе зарядки, которые делают пока эту технологию исключительно расточительной. Так, при зарядке стандартного телефонного аккумулятора огромная часть энергии уходит в тепло, то есть аккумулятор очень сильно нагревается, а это неприемлемо в реальных условиях.