Потребители будут оплачивать модернизацию водоканалов и уже оплачивают взятые ими кредиты. А также потери воды и еще кое-что…
В России не будет проблем с качественной водой, если тариф на нее для потребителей сделать, как в Европе. То есть 1,5—2 евро, или 61,5—82 рубля за кубометр, — считает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова. Сейчас средняя цена для россиян — 20 рублей за кубометр холодной воды.
На это заявление можно было и не обращать внимания. Но хочется понять, каким образом повышение стоимости повлияет на качество?
Лично мне всегда казалось, что зависимость здесь обратная. И правомерно ли вести речь о повышении тарифа при нынешнем положении дел именно с водой? Если имеется в виду модернизация и замена оборудования, то процесс займет не один год. А мы все это время будем получать то же самое, но в четыре раза дороже? По тарифу, подогнанному под Европу?
«Эти деньги действительно пойдут на реновацию, — пояснила Елена Довлатова. — Псевдосоциальная политика привела к тому, что система рушится. Нам приходится платить не только за настоящее, но и за прошлое. Но для того, чтобы построить современные очистные сооружения, потребуется не так много — 2—3 года. Санирование труб — это тоже обозримое время».
Одним словом, ремонт проводят предприятия, финансируют потребители. Но вот ведь незадача: тот же «Мосводоканал» — монополист по водоотведению в столичном регионе, является открытым акционерным обществом. 100% его акций принадлежит городу, а у последнего, как известно, есть бюджет. Не очень понятно в этой связи, почему потребитель должен оплачивать затраты предприятия, даже если речь идет о реновации. Потребитель ведь не акционер, имеющий право на получение дивидендов после того, как окупятся его затраты.
«Представьте другую ситуацию, — возражает Елена Довлатова, — колбасный завод, где провели модернизацию цехов и продукция после этого подорожала. Вы же ее покупаете. В стоимость любого продукта обязательно заложена модернизация производства. А вода — это такой же продукт». Резонно. С той лишь разницей, что продукт она — стратегический. И с одной поправкой: колбасу, если мне не нравится ее цена, я могу купить у другого производителя или не покупать вовсе. А вот поменять источник водоснабжения вряд ли удастся.
«Сегодня плата за воду занижена, — продолжает Елена Довлатова. — Она или должна быть адекватной, или государство принимает решение стоимость воды дотировать. Никто ведь не пытается анализировать трудности водоканалов. Для сравнения: кубометр воды стоит 15 рублей, а бутылка воды — 50. Почувствуйте разницу. Вода у нас недооцененная».
«Если бы тариф был настолько убыточен, как говорит госпожа Довлатова, у нас бы все водоканалы уже обанкротились, — уверен Сергей Финаев, главный редактор журнала «Водоснабжение и канализация». — А прибыль «Мосводоканала», например, за 2010 год составила 7 млрд рублей. У водоканалов нет других статей дохода, они зарабатывают на продаже питьевой воды и очистке стоков. Поэтому нынешний тариф вполне вменяем, даже с учетом потерь».
Да и правительство об организациях водно-коммунального хозяйства (ВКХ) позаботилось, приняв ФЗ № 416, согласно которому предельно установленные тарифы могут индексироваться с учетом затрат водоканалов, даже если эти затраты не относятся непосредственно к водообеспечению абонентов, вплоть до платежей по кредитным обязательствам. В силу закон вступил 1 января 2013-го, соответственно, потребители уже подключились к покрытию расходов.
«Водоканалы просто лукавят, — считает Ованес Петросян, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана. — Это очень прибыльный бизнес. Долги населения по оплате воды ничтожны, они не тащат в убыток. Люди платят за воду практически на 98%. А посмотрите, как наш бизнес по всей стране бьется за водоканалы — скупают, берут в аренду (например, под управлением ГК «Роcводоканал» работают предприятия Барнаула, Воронежа, Краснодара, Омска, Оренбурга, Твери, Тюмени. Владелец компании — ФПК «Альфа-Групп»).
В регионах почти не осталось специалистов, способных отвечать за качество. Зато появилось много менеджеров, которые формируют не водные потоки, а финансовые».
В распоряжении редакции "Новой газеты"оказался интересный документ — «Правила холодного водоснабжения и водоотведения». Утверждаться он будет правительством России. А разрабатывает его общественная организация — все та же РАВВ. Нормы в ее интерпретации выглядят весьма своеобразно. Так, взрослому человеку, живущему без централизованного водоснабжения, скажем, в Поволжье (II климатическая зона) положено 10 литров воды в сутки — на все.
Для сравнения: житель Москвы выливает и выпивает в среднем в 10 раз больше. Конечно, ничего социального в этой норме нет. По данным Росстата, 30,5 млн человек в 2008 году не были обеспечены централизованным водоснабжением. В 2009-м оно отсутствовало в 11% городов и 53% сельских населенных пунктов. Может, конечно, с той поры случился какой-то небывалый прорыв. Но почему-то в ФЦП «Чистая вода» на 2011—2017 гг. содержатся именно эти цифры.
Интересно, а сколько нам — централизованно обеспеченным — при таком подходе «отвесят»? Некстати вспомнилось, что «Системой стандартов Гражданской обороны СССР» на одного человека, причем в условиях ЧС, был предусмотрен минимум 31 литр в сутки. И не важно — централизованно вода поставляется или с помощью передвижных средств.
А сегодня на круг получается гремучая смесь: введение соцнорм, которые преподносят как идею поддержки наименее обеспеченных граждан. Плюс «общедомовые нужды», вынесенные в платежной квитанции за коммуналку в отдельную строку. Плюс утечки водоканалов, которые тоже вешают на нас.
«Вы знаете, сколько питьевой воды в Москве теряется в централизованных сетях? — задается вопросом Лев Скворцов, эксперт, генеральный директор ООО «ЭКОТЕХ-Москва». — До 50%. В свое время «МосводоканалНИИпроект» купил немецкую машину для оценки утечек трубопроводов, она и зафиксировала эту цифру. Но если почитать госдоклады, утечки у нас составляют не больше 18—19% (трубы стареют, а утекает столько же). За это ответственности никто не несет, а мы оплачиваем потери».
Между тем деньги на латание дыр в трубах надо искать вовсе не в карманах потребителей. «Возьмем федеральную целевую программу «Чистая вода», — рассказывает Сергей Финаев. — Реализуется она, если не ошибаюсь, четвертый год. Как — не знает никто. По крайней мере, ни одна из известных мне организаций, а я их на рынке процентов 95 знаю, никоим боком ни в одном проекте «Чистой воды» не участвовала. Есть еще программа развития водохозяйственного комплекса РФ до 2020 года, стоимость ее 512 млрд рублей. Если почитать — сплошной мониторинг. А он как прогноз погоды, на ситуацию не влияет. Но за 512 млрд при грамотном софинансировании можно привести в порядок целый федеральный округ. И конечно, требуется создание профильного ведомства, только не ЖКХ, а водохозяйственного комплекса».
Но это, похоже, сложный путь. Мы движемся по более простому, стремясь к Европе. С 1 августа 2013 года в Москве планируют повысить тарифы на коммунальные услуги. Водоснабжение подорожает в среднем на 6—8%, отопление — на 9%, электроэнергия — на 10—12%. Президент, правда, говорил, что в течение года рост тарифов в стране не должен превышать 6%… Не должен. Но может.
P.S. А напоследок еще одно заявление. О том, что наша с вами экономия ведет к убыткам. «Ежегодно за счет установки индивидуальных приборов учета водоканалы теряют до 7% полезного отпуска воды», — заявил Александр Шенкман, президент ГК «Росводоканал». И добавил, что при формировании тарифов этот факт сегодня не учитывается. Ну что, демонтируем счетчики?Справка
Как следует из доклада Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2011 году», доля водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, составила 18,2%, а среди водопроводов из поверхностных источников — 45,2%. Основная причина — высокий износ водопроводных сооружений и сетей, который в некоторых регионах достигает 70%.
Отдельная графа «Общедомовые нужды» в платежных документах появилась благодаря постановлению Правительства РФ № 354 «О порядке оплаты коммунальных услуг». При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета разница между его показателями и тем, что «накапало» по индивидуальным приборам, «раскидывается» на каждого собственника исходя из площади квартиры, которую он занимает. В результате у некоторых сограждан общедомовые счета практически сравнялись с персональными. Поразительно, что пострадали как раз те, кто поставил приборы учета.
Но главное — люди никак не могут понять, из чего складывается новая строка. О чем говорить, если Федеральная служба по тарифам публично заявила, что вопросы, касающиеся расчета объемов общедомового потребления, не входят в ее компетенцию.
«Необходимо навести порядок в работе общедомовых счетчиков и приборов, которые сегодня принадлежат монополистам: они их сами установили и сами же обслуживают», — заявил мэр Москвы С. Собянин. По мнению градоначальника, все общедомовые приборы учета надо передать в ведение независимого учреждения.